Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

Гостевая книга

Форум

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

 

 

Назад

Публикации членов фотоклуба


Рождение спектакля.

Проект организации профессиональных фотографов и любителей фотографии «Альфа» и театра «У Никитских ворот»

 

В течение ноября декабря теперь уже прошлого 2004 года группой фотографов «Региональной общественной организации профессиональных фотографов и любителей фотографии Альфа» в содружестве с московским театром «У НИКИТСКИХ ВОРОТ» под руководством Марка Розовского осуществила совместный проект под названием «Рождение спектакля».

Проект завершился открытием в фойе театра одноимённой фотовыставки в день премьеры комедии «КРОКОДИЛЬНЯ», которая состоялась 27 декабря и прошла с грандиозным успехом. Пьеса написана Марком Розовским по мотивам Ф.М. Достоевского, затрагивает такие злободневные темы и поставлена настолько современно, что кажется, будто действие происходит сегодня. Постоянно возникало странное труднообъяснимое чувство, когда облачённые в костюмы средины позапрошлого века герои говорят о нынешних наших делах, волнуются и допускают те же что и мы ошибки. На самом то деле всё как раз наоборот, это мы мало чему научились за полтора века и повторяем их ошибки…

Совершенно точно Марк Розовский в программе спектакля пишет о своей пьесе: - «Крокодильня», возникшая «У Никитских ворот», может быть, сделает своё дело – заставит вздрогнуть от пророчеств великого писателя, знавшего, оказывается, о нас, сегодняшних, гораздо больше, чем мы знаем о себе сами.»

Не меньший успех выпал и на долю выставки, над созданием которой работали фотографы:
Александр Карачев использовал не автофокусную плёночную зеркальную камеру Contax RTS, объективы Planar 50мм f/1,4 и Tamron 90мм f/2,8 Владимир Панаев и Константин Горохов снимали автофокусными цифровыми зеркальными камерами Nikon D70 с объективом AF-S Nikkor 18-70мм f/3,5-4,5G ED и Nikon 24-120мм f/ 3,5-5,6G IF-ED AF-S VR, использовали вспышки Nikon SB-800.

Остальные снимали плёночными, автофокусными, зеркальными камерами:
Сергей Печёнкин – Canon EOS 30 с объективами Canon EF 50мм f/1,8 и Зенитар 16мм f/2,8 Владимир Левин и Андрей Буренин работали камерами Nikon F100 c разными объективами и вспышками: у В.Левина Sigma AF24-135мм f/2,8-4,5 Aspherical IF и вспышка Nikon SB- 800, у А.Буренина Nikon AF VR 80-400мм f/4,5-5,6D ED и вспышка Nikon SB- 28.

Придя на спектакль, каждый из нас видит, конечный результат огромной работы всего театра, всех его цехов и подразделений. Подавляющее большинство зрителей даже не подозревают о той колоссальной творческой работе, которая предшествует премьере.

До начала спектакля и в антракте со стен фойе на него смотрят портреты актёров, реже он видит там отдельные сцены спектакля, на который пришёл, а то и других спектаклей с их участием. Это приятно, привычно, но мало что говорит о творческих поисках режиссера, самой трудной и, возможно, наиболее творческой части работы всей труппы.

По замыслу авторов проекта средствами фотографии следовало показать все этапы рождения новой постановки от первой читки пьесы до её премьеры.

По существу это была не совсем обычная, из за её длительности, репортажная съёмка в достаточно сложных условиях. Совершенно чёрные стены и потолки, тёмный, почти чёрный пол, практически полное отсутствие сценического света (замер экспозиции по светам показал при ISO 800 и f3,5 выдержку всего 1/30 сек) и это при весьма динамичном порой действии. Для получения приемлемых по резкости результатов без использования импульсных вспышек приходилось использовать светосильную оптику, открытую диафрагму и плёнку ISO 800 – 1600, а владельцы зумов с относительным отверстием 3,5 и более были практически обречены на применение выносных вспышек.

Прибавьте сюда миниатюрность репетиционного пространства, исключающего одновременную работу нескольких фотографов и постоянное участие в работе над спектаклем двойного числа актёров, порой сменявших друг друга.

В дополнение к вышесказанному, значительная часть сценического действия проходила не только на сцене, но одновременно и непосредственно в зрительном зале, у самых его входных дверей, буквально в полуметре – метре от первого ряда кресел, на которых сидели режиссер, его помощники и актёры, не занятые в данной сцене. А Некто, роль которого в премьере блестяще исполнил Денис Юченков, вообще расположился в центре зала. Представьте, с какими трудностями сталкивался при этом фотограф, компонуя кадр.

Вот когда пригодился сверхширокоугольный и достаточно светосильный
Зенитар 16мм f/2,8 , позволивший в сочетании с плёнкой ISO 1600 обойтись без вспышки и одновременно с близкого расстояния охватить достаточное пространство.

Когда в клубе обсуждался проект «Рождение спектакля» желающих принять в нём участие оказалось около 20 человек. Все они были включены в список и по распоряжению Марка Розовского получили право входа в театр. Однако уже первые опыты съёмок, вышеописанные трудности, ставшие общеизвестными на очередном заседании клуба, и ряд других причин резко сократили количество реальных участников съёмок.

Работа над проектом отличалась от принятых методов обычной театральной съемки, прежде всего непредсказуемостью сценического действия и невозможностью предварительно ознакомиться с ним.

В начале работы не было ничего ни декораций, ни костюмов, ни музыки, ни света, ни, по большому счёту, даже самого текста комедии. Нет, конечно, была и пьеса и её автор, но, как позже выяснилось, это было лишь нулевое приближение окончательного варианта, показанного на премьере.

От репетиции к репетиции, а иногда и в её ходе многократно менялся и оттачивался текст, реплики актёров и характер самих сцен.
Вот когда потребовалась поразительная оперативность помощников режиссера Снежаны Саломахо и Надежды Ершовой, успевавших записать и в считанные минуты, размножив на компьютере новые тексты, раздать их актёрам.

Порой целые репетиционные дни затрачивались на отработку отдельных эпизодов из разных сцен и даже актов. Это был кульминационный период подлинно коллективного творчества. И хотя, как и положено, последнее слово всегда оставалось за главным режиссером, многие артисты не просто предлагали, но и энергично отстаивали своё видение того или иного эпизода. Множество интересных предложений, вошедших в окончательную редакцию пьесы, внёс заслуженный артист России Владимир Юматов, исполнитель главной роли - Семён Семёныча.
Работа практически всё время шла с полной самоотдачей и нескрываемым удовольствием, творческая энергия просто фонтанировала. В немалой степени этому способствовало умелое руководство труппой Марком Розовским, который с одной стороны проявлял взыскательность и требовал строжайшей дисциплины, а с другой всячески поддерживал творческую инициативу, советовался со своими артистами. Периодически поручая молодым актёрам самостоятельно придумать и отрепетировать вне сцены отдельные эпизоды и взаимодействия, он непременно хвалил за удачи и требовал поиска новых решений, если не принимал предложенные.

Постепенно начали появляться декорации, а потом и костюмы. Если костюмы только украшали сцену, то с декорациями и появившимся светом для фотографов настали ещё более сложные времена. Дело в том, что большая половина первого акта, вплоть до заглатывания крокодилом Ивана Матвеевича, роль которого исполнял заслуженный артист России Александр Маслов, происходит перед огромным, величиной почти во всю сцену, зеркальным прямоугольником, расстояние от которого до рампы не превышало двух метров. Затем он, этот зеркальный щит, очень оригинальное инженерное и сценическое решение, преобразуется в зубы гигантского зверя и открывается глубина сцены с утробой крокодила. Пока же в нём как в зеркале отражаются спины актёров, все светильники и прожектора, не говоря уж о вспышках фотографов.

Вот где в очередной раз проявилось преимущество цифровых камер, которые сразу позволяли увидеть положение бликов на снимках и внести необходимые изменения в экспозиционные параметры и ракурсы. Владельцы же плёночных аппаратов, для которых фактический результат съёмки ещё долго, до проявления плёнки, оставался тайной, вынуждены были надеяться на удачу и утроенное число дублей.

Это трудности, но с другой стороны было много и положительных, с точки зрения съёмочных возможностей, моментов. Прежде всего, исключительная доброжелательность не только главного режиссера и его помощников, а и всей труппы. Нам разрешалось, не мешая, разумеется, действию, свободно перемещаться не только в зрительном зале, но и по сцене во время самой репетиции. Не возбранялось использование вспышек, при условии, что они не будут слепить актёров. Порой казалось, что нас никто просто не видит, а для успешной работы фотографа это трудно переоценить. Со своей стороны фотографы изо всех сил старались во время съёмки быть настоящими немыми невидимками. Иное дело перерывы, когда начинался обмен мнениями между участниками проекта, снимавшие цифровыми камерами, могли показать режиссеру и артистам только что снятый материал. Обычно это вызывало самые положительные эмоции с обоих сторон.
Иногда фотографам приходилось включаться в действие, заменяя зрителей, которые по воле автора неоднократно ведут импровизированный диалог с героями спектакля то, задавая им вопросы, то, отвечая на них.

Первые же «прогоны» с хронометражем показали, что отрепетированного материала хватит не на один, а минимум полтора спектакля. Тут режиссеру пришлось то, совещаясь с артистами, а то и вопреки их воле, резать по живому, сокращая, убирая готовые, порой, совершенно замечательные, сцены с их участием.

Мы поставили перед собой задачу открыть выставку своих работ к премьере спектакля, по мере приближения к которой у каждого из них росла гора отснятого материала и свежеотпечатанных контролек. Предстояло, собравшись вместе просмотреть, оценить весь отснятый материал, отобрать лучшие работы, да так, что бы в итоговой экспозиции нашлось место работам каждого участника проекта. После этого нужно было определить формат каждой из них, отпечатать и заново просмотреть готовые к монтажу работы, теперь уже с точки зрения их размещения в экспозиции.
Задача осложнялась двумя серьёзными обстоятельствами:

во-первых, объём экспозиции ограничивался отсутствием в фойе театра, где она должна была разместиться, сколько ни будь значительного пространства для рассматривания фотографий, не говоря уж о возможности представить себе её целостность;

во-вторых, огромным объёмом готового материала у каждого из участников съёмки.
Даже после того, как каждый из нас произвёл свой, индивидуальный отбор, на общее рассмотрение было принесено более 800 работ вполне достойного качества.

Всесторонний анализ «выставочных» возможностей фойе театра показал, что единственно возможное место для размещения рам с фотографиями оконные проёмы, закрытые задрапированными щитами. В них максимально можно разместить 14 рам формата 50х70, причём только в горизонтальном положении.

Отсюда принимается противоречащее всем выставочным нормам решение - поместить в каждую раму несколько фотографий, приняв за максимум формат 20х30 и определив минимальным формат 15х20. Фотографии монтировать в рамы, подбирая их по содержанию и удобству восприятия. Это было трудное, но вынужденное решение.

Всего для экспонирования было отобрано 72 работы, в том числе 24 автора этих строк.
Отбор проводился большинством голосов в присутствии всех участников проекта и прошёл, к их чести, без каких бы то ни было обид и недомолвок. Это был наиболее сложный послесъёмочный этап. Дальнейшее было делом техники.

Утром в день премьеры, 27 декабря, выставка была смонтирована и представлена для осмотра Марку Розовскому и другим работникам театра, а вечером её увидели и первые зрители спектакля.
К всеобщей радости выставка прекрасно смотрелась, а фотографии всем без исключения понравились. Внимательные зрители увидели на некоторых снимках сцены, не вошедшие в спектакль, но благодаря нашему проекту, сохранённые для истории. Наибольшее впечатление она произвела, как и ожидалось на артистов. Это и не удивительно. Они, вложившие всю душу в постановку, впервые увидели себя со стороны. Увидели на разных этапах работы, сначала в своей повседневной одежде, а потом в сценических костюмах на фоне декораций. Нужно было видеть, как остро они реагировали, рассматривая экспозицию и заново переживая каждый эпизод нашего действительно совместного проекта «Рождение спектакля».

Как приятно фотографам было слышать слова благодарности главного режиссера, каждого из артистов, других работников театра, включая технических специалистов и охрану. Такое признание и есть высшая награда любому художнику.
 

Владимир Панаев.

Статья (с сокращениями) опубликована в Журнале

«фотодело» № 2 за 2005 г. стр.10

Наверх