Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

Гостевая книга

Форум

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

 

 

Назад

Публикации членов фотоклуба


 

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот - дышу.

Афанасий Фет. «Бабочка», 1884.
 

Портрет бабочки.

  С древних времён люди восхищались красотой и изящество бабочек. О них слагались мифы и легенды. Например, Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью. Бабочки символизируют всё лучшее в жизни человек Они воспевались многими поэтами, были предметом восхищения художников. Бабочки даже являются предметом коллекционирования: в девятнадцатом веке для пополнения коллекций новыми видами снаряжали целые экспедиции. В наше время препарированных бабочек продают как сувениры (называете это «насекомое в рамке»).

С развитием техники всё популярнее становится коллекционирование не самих бабочек, а их фотоизображений. Коллекция фотографий бабочек доставляет не меньше радости, а подчас и не меньше ценной информации, чем коллекция самих бабочек. Если, конечно, к каждой фотографии прилагается указание места. даты и времени съёмки.

У фотографа во время этой необычной охоты есть возможность наблюдать бабочек за разнообразными занятиями: лакомок, с наслаждением сосущих нектар; самцов, которые охраняют свою территорию и поджидают пролетающих мимо самок; самок, откладывающих яйца; гусениц, питающихся сочными листьями; а также врагов бабочек, поджидающих свою добычу.

Как дневные, так и ночные бабочки очень осторожны и не позволяют приближаться к себе, поэтому качественные фотографии можно получить только благодаря специальному оборудованию.

Однако никакая современная аппаратура не заменит терпения и мастерства самого фотографа. Вот как описывает соотношение удачных снимков к количеству подходов профессиональный лепидоптеролог (специалист по бабочкам) Максим Клепиков (ФМ № 4'02): «Далеко не каждое приближение к бабочке заканчивается нажатием спусковой кнопки. Соотношение таково, что на десять попыток приходится примерно одно нажатие. При этом лишь один кадр из десяти выходит действительно удачным. Итого - сто попыток на один удачный кадр. Если кпд вас не устраивает, то не стоит вообще браться за фотосъёмку бабочек в природе».

Чтобы уменьшить соотношение испорченных кадров к хорошим фотоснимкам, фотографы-натуралисты используют различные методы: привлекают бабочек приманками, отлавливают и помещают в холодильник, выводят бабочек из гусениц и т.д. Награда за упорство — красивые фотографии.

Фотосъёмка подвижных насекомых невозможна без применения способов макрофотографии, которая по своей сути является сложным и высокотехнологичным жанром.

Но перед тем как приступить к описанию способов фотографирования насекомых в природе, необходимо кратко объяснить, что такое макрофотография и с какими трудностями сталкивается фотограф при макросъёмке.

«Макрофотография (от греч. macros - большой, длинный) представляет собой совокупность способов фотографирования мелких и средних по размерам объектов с небольшим (не более чем 5х) уменьшением, в натуральную величину или с увеличением не более чем 20х. Макросъёмка даёт возможность показать на снимке не только видимые, но и неразличимые невооружённым глазом детали и структуру объектов» (Энциклопедический справочник: Фотография. Минск: «Белорусская энциклопедия» им. Петруся Бровки, 1992).

Обычно макросьёмку применяют в различных областях науки (биологии, археологии, медицине и др.). Способы макросъёмки необходимы в тех случаях, когда обычная съёмка оказывается непригодной из-за слишком мелкого масштаба получаемых изображений. Для макросъёмки, в масштабе 1:1 и больше, лучше использовать фотоаппараты, позволяющие выдвигать объектив на двойное и больше фокусное расстояние. Наилучшими камерами для этих целей являются зеркальные фотоаппараты со сменной оптикой, позволяющие использовать богатый арсенал приспособлений. Фотографы, обладающие фототехникой со встроенным объективом, могут использовать насадочные линзы. Макросъёмку обычно производят с помощью удлинительных колец, раздвижного меха, насадочных линз и других устройств. Наиболее качественное изображение дают специально разработанные макрообъективы. Достоинства и недостатки этих устройств приведены в таблице.

Достоинства и недостатки различных приспособлении для макросъемки

 
Название приспособления Достоинства Недостатки

Насадочная линза для макросъёмки

Не требует компенсации экспозиции. Низкая цена. Возможность использования с фотоаппаратами со встроенным объективом

Увеличивает аберрации, Снижает светосилу объектива, Не обеспечивает достаточного масштаба изображения (максимум 1:8) для качественной фотосъёмки очень мелких объектов

Удлинительные кольца
 

Отличные результаты можно получить, используя их со штатными объективами . Низкая цена. Возможность использовать кольца с другими приборами для макросъёмки
 

Близкое расстояние до объекта, что затрудняет съёмку, так как фотограф и фотоаппарат могут отбрасывать тень на снимаемый объект. Поэтому качественная фотосъёмка с удлинительными кольцами возможна только со штатива и с применением дополнительных источников света (кольцевая вспышка и др.)

Раздвижные меха
 

Плавная регулировка масштаба изображения. Возможность со штатным объективом фотографировать объекты в масштабе до 5:1

Малое расстояние до объекта, Громоздкость оборудования. Этот способ макросъёмки больше пригоден для работы в мелкие студии

Оборачивающее кольцо для присоединения объектива обратной стороной
 

Качественное изображение. Низкая цена

Малое расстояние до объекта съёмки. Трудность приобретения кольца для различных присоединительных узлов. Отсутствие TTL-замера

Макрообъективы с фокусным расстоянием 50 и 100мм
 

Очень качественное изображение. Небольшие размеры оборудования. Удобство в работе

Малое расстояние до объекта съёмки (5-10 см). Высокая цена

 

Макрообъективы с фокусным расстоянием от 180 мм

Качественное изображение. Большое расстояние до объекта съёмки (от 50 см)

Высокая цена и большой вес

 

Примечание. Маленькое расстояние до объекта съёмки является недостатком только в случае съёмки проворных животных в природе, а не для макросъёмки вообще.

Подробное обсуждение всех приёмов макрофотографии выходит далеко за рамки этой статьи. Поэтому некоторые особенности макросъёмки, с которыми сталкивается фотограф, я приведу как аксиомы:

1. При увеличении масштаба глубина резкого изображения стремится к нулю. Поэтому приходится предельно диафрагмировать объектив, что соответственно приводит к увеличению вы¬держки.

2. При съёмке с близкого расстояния оборудование может затенять объект съёмки. Не каждая вспышка может адекватно осветить объект, а кольцевая вспышка не всем по карману.

3. Плёнка высокой чувствительности тоже не на стороне фотографа, так как зерно мешает детализации снимка.

Отсюда вывод: макросъёмку лучше производить на плёнку низкой чувствительности с использованием штатива и спускового тросика. Но громоздкость оборудования ограничивает мобильность в полевых условиях.

Кроме оптических «подводных камней» фотографу-натуралисту мешают и природные: ветер и подвижность самих насекомых. Например, мы приобрели макрообъектив с фокусным расстоянием 100 мм и можем производить фотосъёмку в масштабе 1:1 с расстояния до объекта съёмки 9 см, подходим к бабочке или стрекозе на нужное расстояние, и она улетает. Можно, в конце концов, ограничиться съёмкой малоподвижных и непугливых насекомых, таких, как жуки, пауки, божьи коровки, клопы и др. Здесь можно использовать и штатные зумы, которыми комплектуются любительские зеркальные камеры, но они позволяют получить недостаточно большой масштаб изображения. Поэтому лучше использовать эти объективы с удлинительными кольцами.

Учитывая то, что пугливых и подвижных насекомых, к которым принадлежат бабочки, лучше фотографировать с расстояния более 50 см, то наиболее удобным оборудованием как раз будут макрообъективы с фокусным расстоянием от 180 мм. Но цена их (от 18 000 руб.) вряд ли по карману большинству фотолюбителей. Использование удлинительных колец с обычными (не макро) длиннофокусными объективами (300 мм) не даёт желаемого результата, так как прирост масштаба ничтожно мал: чтобы сфотографировать предмет в масштабе 1:1 с помощью 300-мм объектива, нужно выдвинуть его на 30 см. Набор из удлинительных колец 30 см стоит не меньше хорошего макрообъектива.

Фотографам, ограниченным в средствах, стоит обратить внимание на длиннофокусные зумы бюджетного класса, которые выпускают независимые производители фототехники (Tamron, Sigma и т.д.). Так, используемый мной объектив Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro позволяет фотографировать насекомых в масштабе 1:2 с расстояния 0,95 м. Вот его технические данные: 14 линз в 10 группах, угол поля зрения 34,3-8,2°, минимальное относительное отверстие f/22-32, минимальная дистанция съёмки в режиме макро 0,95 м, предельный масштаб изображения 1:2, диаметр резьбы под фильтр 58 мм, габариты 78-119,5 мм, вес 555 г.

Бюджетный класс данного объектива подчёркивает корпус, выполненный из пластмассы. Как и все зумы этого класса, объектив представляет собой компромисс между удобством и качеством. Благодаря своей лёгкости и компактности, он может применяться в качестве запасного сменного объектива для обычной (не макро) фотосъёмки не только любителями. Особенно удобен длиннофокусный зум в туристических походах и дальних поездках.

Фотоохоту с использованием объектива Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro лучше вести в режиме приоритета диафрагмы. Автофокусировку можно не отключать, но при этом нужно предварительно сфокусироваться на любом объекте, находящемся на расстоянии около 1 м от объектива. После этого можно смело подходить к бабочке и, как только она окажется в зоне резкости, нажимать на спуск. При этом надо постараться не проскочить минимальное фокусное расстояние (0,95 м). Если датчик фокусировки находится ближе этого расстояния, объектив начнёт рыскать по всему интервалу фокусировок, что неминуемо испугает насекомое.

В макрорежиме передняя линза объектива существенно выдвигается вперёд. Носить фотоаппарат с таким длинным объективом не очень удобно - он переворачивается передней линзой вниз. Для устранения дисбаланса, а также для предотвращения шевелёнки лучше использовать монопод и соответствующую штативную головку. При передвижении по пересечённой местности монопод не раздвигается в длину, при съёмке его конец прижимается к телу рукой. После первой съёмки я отказался от использования сюжетной программы макро, которой оснащён Nikon F65, из-за маленькой глубины резкости. Сейчас макросъёмку я произвожу в режиме приоритета диафрагмы или в ручном режиме установки экспозиции. Проведя несколько съёмок бабочек, я сделал вывод, что «в поле» можно использовать одни и те же параметры: выдержка - 1/90 с (выдержка синхронизации), диафрагма при применении встроенной вспышки — f/16 (оптимальная глубина резкости, достаточная для подсветки объекта маломощной вспышкой). При использовании внешней вспышки с ведущим числом 50 для подсветки объекта и фона устанавливается диафрагма f/32. Это позволяет получить максимальную глубину резкости. Если условия освещённости ухудшаются (например, вы зашли в лес), лучше открыть диафрагму на 1 или 2 ступени. Такие параметры справедливы только для негативной плёнки, имеющей большую фотографическую широту. Обычно я пользуюсь плёнкой Fujicolor Superia 100. Для обращаемой плёнки лучше пользоваться более открытой диафрагмой или использовать плёнку большей чувствительности, например, 200 ISO.

Масштаб 1:2 подходит для фотосъёмки крупных насекомых. Таких, например, как дневные бабочки: махаон, павлиний глаз, репейница, ленточники, переливница. К сожалению, большинство насекомых средней полосы России имеют небольшие размеры и получаются на снимке, сделанном в масштабе 1:2, очень маленькими. Конечно, есть возможность откадрировать конечный снимок, например, в фоторедакторе, но тогда мы столкнёмся с проблемой увеличения фотоотпечатка. А как быть со слайдами, которые являются окончательным продуктом?

Частично в этой ситуации могут помочь удлинительные кольца, полный комплект которых вместе с объективом Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro позволяет достичь масштаба 1:0,8. С автофокусными камерами лучше пользоваться автоматическими кольцами фирмы Кепко, так как они имеют контакты для передачи информации от объектива к камере. Комплект состоит из трёх колец (36, 20 и 12 мм). Фотографировать зеркальными автофокусными камерами с применением удлинительных колец лучше в ручном режиме установки экспозиции и отключённым автофокусом. Для определения экспозиции желательно пользоваться TTL-экспонометром, встроенным в камеру. Если фотосъёмка проводится с внешней вспышкой, то при максимально «зажатой» диафрагме (f/32), погожим днём, выдержка устанавливается в пределах 1/45—1/60 с. При изменении освещённости в худшую сторону можно открыть диафрагму на 1 или 2 ступени.

Масштаб, создаваемый объективом Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro в комплекте с набором удлинительных колец, пригоден для фотосъёмки бабочек средней величины: голубянок, медведиц, бражников, металловидок, а также других насекомых, например, крупных ос и стрекоз, а также пауков.

 

Фотосъёмка
подвижных
насекомых
невозможна
без применения
способов
макрофотографии,
которая по своей
сути является
сложным и
высокотехнологичным
жанром.

 

В фауне средней полосы России, наряду с крупными бабочками, присутствуют и более мелкие, но не менее красивые создания. Фотографировать мелких насекомых, к которым относятся микрочешуекрылые бабочки, муравьи, наездники, мухи и т.д., лучше в масштабе, превышающем 1:1. Для этого целесообразно было бы применить макрообъективы с удлинительными кольцами и насадочными линзами. Но мы уже знаем, что это увеличит количество подходов к пугливым насекомым. Чтобы не сокращать дистанцию от объектива до объекта съёмки, выгодно применить телеконвертер (оптический прибор, увеличивающий фокусное расстояние объектива). Учитывая, что стоимость телеконвертеров от производителей родной оптики сопоставима со стоимостью макрообъективов, я применяю конвертер, выпускаемый фирмой Sigma (около 4500 руб.).

Телеконвертер Sigma АРО 2х ЕХ предназначен для использования с телеобъективами и телезумами профессионального класса, например Sigma AF 70-200 мм f/2,8 APO EX. Конструктивно прибор выполнен так, что оправа передней линзы входит в отверстие присоединяемого объектива. Поэтому стыковка телеконвертера с объективами, не имеющими таких отверстий, невозможна без дополнительных приспособлений, которыми могут служить удлинительные кольца. При соединении объективов, имеющих очень широкую заднюю линзу (Nikkor AF 50 мм f/1,4 D), к конвертеру их задняя линза блокируется оправой передней линзы конвертера, и фокусировка такой связкой становится невозможна. Поэтому во избежание порчи дорогостоящего оборудования от таких экспериментов следует отказаться. Зато связка «телеконвертер + набор удлинительных колец + объектив 50 мм» даёт масштаб примерно 3:1, но из-за маленького расстояния от передней линзы до объекта съёмки (около 2 см) такой способ макросъёмки приемлем только для неподвижных объектов.

Телеконвертер Sigma АРО 2х ЕХ (выпускается в вариантах для Nikon, Canon и Sigma) разработан для объективов, оборудованных фокусировочными моторами, поэтому автофокусировка невозможна с объективами, не имеющими встроенного мотора, и фотосъёмку следует производить с отключённым автофокусом.

Многочисленные эксперименты и пробные съёмки показали, что, используя набор, состоящий из телеконвертера Sigma APO 2хЕХ, объектива Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro и полного комплекта удлинительных колец Кеnко, можно достичь масштаба приблизительно 2:1. При этом практически сохраняется минимальная дистанция фокусировки около 0,9 м. Недостатком этой конструкции можно считать большое количество соединений, что приводит к усилению вибрации. Поэтому я использую только одно кольцо (обычно 20 мм).

Описанная конструкция обеспечивает следующие преимущества:

а) хорошее изображение, почти не уступающее по качеству тому, что получено при помощи профессиональной оптики;

б) возможность снимать мелких насекомых с большим масштабом и с гораздо большего расстояния, чем длиннофокусными макрообъективами;

в) возможность фотосъёмки труднодоступных объектов в макрорежиме с расстояния до 4,5 м;

г) универсальность, так как каждый элемент конструкции
можно использовать в другой комбинации.

Можно сделать вывод, что предложенная конструкция, вместе с внешней согласованной вспышкой, моноподом и моноподной головкой, представляет собой удобный комплект для макро фотоохоты.

Фотосъёмку этим «оружием», с использованием камер Nikon F65 или F80, я произвожу в ручном режиме. Экспопара метры определяются экспериментальным путём. При этом надо учитывать то, что диафрагму экспонометр камеры определяет неправильно. Чтобы получить реальное значение диафрагмы, показанное на дисплее число умножают на число увеличения фокусного расстояния, в данном случае на 2. Обычно я выставляю диафрагму от f/11 до f/19, что соответствует реальному значению от f/22 до f/38, а выдержку - от 1/30 до 1/90 с в зависимости от освещённости.

Перечисленные здесь аксессуары выпускаются фирмами для линеек фототехники Canon, Minolta, Nikon (Киев), Pentax (Зенит), поэтому доступны для большинства фотолюбителей. В более выгодном положении находятся владельцы зеркальных цифровых камер со сменной оптикой (Canon 300D, Nikon D70), так как они имеют матрицу меньшего размера, чем кадр 35-мм плёночной зеркалки. Для того чтобы уложить информацию, отображённую в кадре 24x36 мм, на матрицу цифровой камеры, придётся фотографировать с большей дистанции - это выгоднее при макросъёмке пугливых насекомых.

Почти все сопровождающие статью фотографии сделаны с помощью вспышки Sigma EF-500 Super, головка которой опускалась на угол -7° в стандартном TTL-режиме согласования.

По результатам, полученным при практической съёмке, можно сказать, что описанная конструкция позволяет сократить число подходов к пугливым насекомым максимум до двух. При этом в среднем один из трёх кадров получается хорошим.

Автор благодарит Максима Клепикова за помощь в определении бабочек и гусениц, изображённых на фотографиях.

Снято с помощью следующих технических средств: фотоаппарат Nikon F65, объектив Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro, конвертер Sigma APO 2x EX, набор удлинительных колец Кеnко. Плёнка Fujicolor Superia 100 (кроме фото пестрянки и пяденицы).

Многочисленные эксперименты и пробные съёмки показали, что, используя набор, состоящий из телеконвертера Sigma APO 2x EX, объектива Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro и полного комплекта удлинительных колец Kenko, можно достичь масштаба приблизительно 2:1.

Алексей ТОРЛОВ.
Фото автора.

Примечание: текст и фотографии сканированы из журнала ФОТОМАГАЗИН №4 2005г. и обработаны создателями сайта. Комментарии к фотографиям соответствуют порядку их размещения - сверху вниз.

Комментарии к фотографиям

  • Ленточник Камилла. Бабочка заняла весьма неудобную для фотосъёмки позицию. Сфотографирована с дистанции 1,2 м в единственно возможном ракурсе и в масштабе около 1:1, установленного при помощи кольца фокусировки объектива. 1/60 с, f/32. Конвертер, кольцо 20 мм.

  • Павлиний глаз. 1/90 с. f/32. Полностью зажатая диафрагма необходима для резкой проработки не только бабочки, но и цветка на переднем плане.

  • Шашечница аталия. Сценку борьбы самцов за территорию трудно снять с близкой дистанции. Конвертер и кольцо 20 мм позволили сфотографировать эту сцену с дистанции около 2 м: f/60 с, f/22, небольшое кадрирование в программе Photoshop.

  • Пестрянка клеверная. Некрупная бабочка, снятая в контровом свете и в масштабе, близком к 1,5:1. 1/60 с, f/22. Конвертер, кольцо 20 мм. Плёнка Agfachrome RSX 200.

  • Пяденица линейчатая сфотографирована ещё в движении с дистанции 1,5 м. 1190 с, f/22. Конвертер, кольцо 20 мм. Плёнка Agfachrome RSX 200.

  • Шмель в движении. 1/90 с, f/32. Конвертер, кольцо 20 мм.

  • Перламутровка селена - маленькая бабочка, которая даже в масштабе 1,5:1 занимает лишь часть кадра. Конвертер, 1160 с, f/22. Макросьёмка с рук, монопод под мышкой.

  • Макрофоторужьё в сборе .

  • Стрекоза - трудный объект для фотосъёмки. 1,5:1. 1145 с, f/32. Съёмка с рук, конец монопода зажат подмышкой. Конвертер, кольцо 20 мм. Полный кадр.

Наверх