ПЕРСПЕКТИВА В ФОТОГРАФИИ.

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Ощущение трехмерности фотоснимка создается в основном за счет линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива возникает, когда мысленно проведенные через объект линии как бы сходятся в одной или нескольких «точках пересечения». Чем резче схождение линий, тем сильнее впечатление трехмерности. Иногда точки пересечения попадают в кадр, как на снимке справа, но чаще они оказываются в воображаемом пространстве за кадром.
В снимке бывает одна или несколько точек пересечения. Фото справа имеет одну такую точку. Две точки и более появляются, когда линии или поверхности расположены под прямым углом друг к другу и наклонно к плоскости фотографии. В этом можно убедиться, если встать на углу и смотреть на две улицы: кажется, что здания уменьшаются и сходятся в двух разных точках. Такая перспектива показана на фото внизу справа.
Четкая линейная перспектива во многом зависит от точки и угла съемки и фокусного расстояния объектива. При съемке широкоугольным объективом с близкого расстояния перспектива получается сжатой. Удаляющиеся горизонтальные линии резко сходятся, образуя углы, а стены домов словно падают. При съемке с большого расстояния длиннофокусным объективом перспектива получается растянутой. И удаляющиеся горизонтальные линии кажутся едва ли не параллельными.
В зависимости от угла смещения камеры к основным линиям объекта одни плоскости выглядят наклонными и усиливают ощущение глубины, а другие—прямыми, от этого снимок теряет объем, становится плоским.



ПЕРСПЕКТИВА С ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ ЛИНИЙ В ОДНОЙ ТОЧКЕ.

Элементы, которые при повторении уменьшаются, — такие, как арки и их тени вверху, вызывают ощущение глубины. На схеме внизу показана перспектива с пересечением линий в одной точке. Эффект перспективы усилен благодаря тому, что точка съемки смещена от центра аркады в сторону и в кадр включен крупный план стены. Изменяющиеся формы арок подчеркивают глубину, а крупный план — уменьшение масштаба колонн.

ПЕРСПЕКТИВА С ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ ЛИНИЙ В ДВУХ ТОЧКАХ.

Если смотреть на постройку (справа) с угла, то кажется, что линии двух ее ближайших поверхностей сходятся в двух точках справа и слева от нее. При сближении двух сходящихся точек перспектива усиливается. Этого можно добиться, сократив дистанцию съемки, тогда схождение линий будет круче. Если сместить камеру влево или вправо, это приведет к более резкому схождению линий одной стены и плавному — другой. При наклоне камеры вверх или вниз вы заметите, что вертикальные линии начинают сходиться вверху или внизу кадра, образуя еще две точки пересечения. Для наглядности рекомендуем, находясь в точке съемки и перемещая фотоаппарат из стороны в сторону или вверх-вниз, последить за превращениями перспективы по матовому стеклу. Геометрия объекта решительным образом изменяется, особенно если у вас широкоугольный объектив. А если отойти подальше и снимать сверхдлиннофокусным объективом, чтобы сохранить размер объекта, то линейная перспектива станет менее сжатой и ощущение глубины ослабеет.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

На открытой местности предметы теряют яркость и контрастность по мере удаления от фотоаппарата. Такие тональные изменения создают воздушную перспективу.
Воздушную перспективу можно подчеркнуть, выбрав точку съемки так, чтобы на переднем плане оказался темный предмет. Но старайтесь точно передать тона основных объектов. Выберите такую экспозицию, при которой правильно воспроизводятся серые тона среднего плана. Тогда детали заднего плана получатся менее контрастными. Помните, что при пейзажной съемке детали отдаленного плана могут оказаться на фото слабее, чем в натуре, или даже едва различимыми. В этих случаях используются ультрафиолетовые светофильтры.
При съемке интерьеров воздушная перспектива помогает раздвинуть границы комнаты, и она будет казаться гораздо просторней, чем в действительности. Можно имитировать дымку и ультрафиолетовый свет, характерные для открытой местности, выбрав такое освещение, которое выделило бы более темные ближние объекты и постепенно смягчило тона удаленных от камеры предметов.



ВОЗДУШНАЯ И ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

На фото отчетливое впечатление трехмерности и глубины достигается за счет точки съемки и освещения. Окно расположено так, что благодаря характеру и направлению света воздушная перспектива возникает на относительно маленьком пространстве. Кресло-качалка на переднем плане приближается по плотности к силуэту, по мере удаления от камеры контрастность предметов снижается. Кроме того, в снимке есть линейная перспектива двух точек, обусловленная тем, что съемка велась из угла комнаты широкоугольным объективом. Линии явно стремятся к двум точкам слева и справа от поля изображения.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ПЕЙЗАЖАХ.

Изменение тонов в зависимости от расстояния придает несомненную глубину виду. Очень слабые по тону горы заднего плана позволяют судить о действии дымки и света, рассеянного воздухом. Средний и ближний планы постепенно темнеют, их плотность растет. Передача воздушной перспективы здесь значительно облегчается благодаря заднебоковому освещению.

ЦЕНТР КОМПОЗИЦИИ.

Часто фотоаппарат запечатлевает чересчур много: в отличие от глаза он не отличает важное от второстепенного. Этот недостаток можно исправить с помощью крупноплановой съемки, полностью убрав из кадра задний план. Однако обычно хочется показать или хотя бы обозначить окружение объекта, с тем чтобы сообщить ему глубину и настроение.
Направлять взгляд зрителя можно прежде всего с помощью перспективы. Если вы тщательно строите композицию, пользуясь при этом видоискателем, то окружающие линии и формы могут послужить естественным обрамлением или «преддверием» основного объекта.
Можно отделить объект от заднего плана с помощью избирательной фокусировки. Основные элементы размещают в резко рисуемом пространстве, а другие части изображения остаются не в фокусе, тем самым объект доминирует. А при съемке движущихся объектов прибегают к панорамированию, тогда основной объект оказывается в фокусе, а все нежелательные детали «смазаны», как показано внизу.
Наконец, есть возможность подчеркнуть ту или иную часть фотографии с помощью световых эффектов или приемов экспозиции. Например, центр композиции экспонируется по всем правилам, а остальное изображение — с недодержкой или передержкой; либо только основной объект освещается прожектором или вспышкой.



ПЕРСПЕКТИВА.

Линейная и воздушная перспектива придает изображению глубину и тем самым подчеркивает обособленность головы человека и его плеч на переднем плане. Внимание приковано к голове, так как композиционно она совпадает с точкой схождения линейной перспективы и уличным перекрестком. Глубина резкости невелика, детали заднего плана не мешают восприятию, но все же она достаточна для того, чтобы дополнить характер портрета.

СМАЗАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.

Панорамирование позволяет «замораживать» движение объекта при меньшей скорости срабатывания затвора, чем во время съемки из статичного положения. Заранее сфокусируйте аппарат по пути движения и ведите его за объектом по плавной дуге.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСВЕЩЕНИЯ.

Литейный цех. где сделана фотография, был загроможден оборудованием и кусками металла. Съемка велась со вспышкой, чтобы упростить композицию и привлечь внимание к процессу работы. Лампа-вспышка снята с фотоаппарата и соединена с затвором длинным проводом. Ее поместили слева от ковша, чтобы узкий боковой луч осветил все важные детали, оставив задний и передний планы в тени. Экспозиция рассчитана по расстоянию от вспышки до объекта. В результате все ненужное окружение оказалось в тени.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОКУС.

Не всегда есть возможность осветить объект так, как хотелось бы. Портрет скульптора Джиакометти сделан без дополнительного освещения. Длиннофокусный объектив с широко открытой диафрагмой дал глубину резкости всего около 30 см. Скульптор и одно из его произведений были на одинаковом расстоянии от камеры, поэтому они в фокусе и видны хорошо, а остальные скульптуры воспроизведены в виде нечетких силуэтов, упрощенных, но все же узнаваемых по своей стилистике. Экспозиция определялась по свету, отраженному от лица, и благодаря этому контрастность заднего плана ослаблена и он не отвлекает внимание.

ОБЪЕКТ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ.

Зачастую первое впечатление от незнакомого объекта бывает самым верным. Возможно, он представляется вам мирным или взволнованным, загадочным или веселым. Если эти ощущения удалось передать хорошо, фотография будет естественной.
Фотокамера часто запечатлевает слишком много подробностей, поэтому очень важно знать, что можно отбросить, а что непременно оставить в кадре. Кадрируйте изображение так, чтобы исключить все детали окружения, которые заслоняют основной объект или отвлекают от него внимание. Выберите характерную часть окружения и постарайтесь изобразить ее так, чтобы сложилось впечатление о целом.
Выявить самую суть объекта помогают точка съемки, обрамление и перспектива. Например, при съемке моста можно применить сжатую перспективу вертикального кадра, сделанного с низкой точки. Это подчеркнет прочность конструкции. Учитывайте то, как направление и каче- ство освещения влияют на форму, глубину и фактуру. По возможности дожидайтесь подходящей погоды и освещения, которые соответствовали бы вашему видению объекта. Придется, быть может, фотографировать во время или сразу после дождя, встать пораньше, чтобы увидеть утренний туман, либо ждать неповторимого мгновения светового равновесия, которое бывает только в сумерки. Помните, что в ваших силах изменить тональный контраст с помощью светофильтров.
Для верной передачи настроения снимка важную роль играет экспозиция. Обычно ее определяют по наиболее важным участкам объекта. Однако при съемке вблизи воды в условиях сильной освещенности необходимо делать поправку из-за бликов, то же относится к съемке против солнца на восходе и закате.


СВОЙСТВА ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ.

Два нижних фото служат примером того, как по-разному можно показать окружающую среду, применяя разные объективы. Снимок слева, сделанный в темных тонах 15-мм широкоугольным объективом, наводит на мысль о суровых, бескрайних просторах. Основную часть кадра занимают изломанные трещинами гранитные образования на переднем плане.Здесь четко проработан рисунок и детали, которые за счет сжатой перспективы как бы наползают на преувеличенно далекие горы.

СВОЙСТВА ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ.

500-м объектив, которым снята фотография справа, оказывает на перспективу обратное действие и воспроизводит берег, горы и небо почти в одной плоскости. Благодаря тщательно рассчитанной экспозиции удалось добиться светлой тональности изображения, ослабить его контрастность и показать такие явления природы, как туман и дымка. Сбалансированные силуэты птицы и рыбака в сочетании с горизонтальными береговыми линиями вызывают ощущение безмятежности и покоя.

ВЫБОР ВРЕМЕНИ СУТОК.

Видимая форма и относительная значимость объекта в окружающей среде почти полностью зависят от времени суток, выбранного для съемки. Вечером городской пейзаж распадается на отдельные узоры, образованные зданиями, уличными и автомобильными огнями. Фото нью-йоркского Бродвея, 5-й и 6-й авеню было сделано в сумерки. Фотограф подождал, пока естественное освещение примерно сравнялось по интенсивности с искусственным. Проработка деталей достаточна для того, чтобы различить сложные очертания зданий — этому помогают также динамичные линии освещенных улиц, сходящиеся к побережью. Несколько минут спустя композиционный центр фотографии — башня Нижнего Манхэттена растворилась в тумане.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ НЕБА.

Зачастую на открытой местности самое сильное впечатление производит небо или атмосферные явления. Поэтому порой целесообразно оставить в кадре лишь узкую полоску земли, как на фото вверху. Экспозиция определялась только по средним тонам облаков. Таким образом, детали ландшафта неразличимы в результате недодержки, а тональные переходы облачного неба переданы со всей точностью. Темная, контрастная печать вполне гармонирует с мрачным пейзажем.

ОТБОР ДЕТАЛЕЙ.

Детали иногда создают более полное и яркое впечатление об объекте, чем общий вид. Это особенно заметно на снимке, который изобилует подробностями, они легко сбивают зрителя с толку. Фото справа служит примером верной композиции, оно привлекает внимание, благодаря тому что фигуры двух человек отделены от оживленной улицы. Здесь нет ничего лишнего: выражение лиц и одежда информативны, а размытый задний план создает определенную атмосферу, не отвлекая внимания от главных персонажей.



ПРОДОЛЖЕНИЕ