Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Детские фотостудии

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

 

 

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

Каталог лучших сайтов

 

ß  Назад в фотошколу

ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОТОГРАФИИ

 

 

В переводе с греческого языка слово фотография означает «светопись». Фотография — это совокупность способов получения изображений в результате действия света на специальные светочувствительные материалы и последующей химической обработки этих материалов.

Фотографию по праву считают одним из величайших изобретений прошлого века.

Изобретение фотографии стало возможным благодаря работам ученых и изобретателей многих стран мира. Ими изучалось действие света на светочувствительные вещества, разрабатывались способы получения с их помощью прочных светописных изображений и совершенствовалась камера-обскура (прибор — предшественник фотоаппарата; в дословном переводе означает «темная комната»).

Еще в 350 г. до нашей эры известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном. При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от окна находится стена. Этот эффект был использован для различных опытов и рисования.

Одно из наиболее ранних описаний камеры-обскуры (стенопа) принадлежит известному итальянскому художнику и ученому Леонардо да Винчи.

О камере-обскуре писали также в своих трудах многие другие исследователи.

На рис.1 изображен чертеж камеры-обскуры голландского физика и математика Гемма Фризиуса, с помощью которой он в 1544 г. наблюдал солнечное затмение.

Позже эффект камеры-обскуры был использован в ряде конструкций переносных приборов. Некоторые из них внешне напоминали современные павильонные фотокамеры.

В 1568 г. венецианец Д. Барбаро впервые дал подробное описание камеры-обскуры с плоско-выпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие и усилить яркость оптического изображения, получаемого с ее помощью.

Большая заслуга в совершенствовании оптической системы камеры-обскуры принадлежит известному немецкому астроному И. Кеплеру. В 1611 г. им была создана оптическая система, состоящая из вогнутой и выпуклой линз, позволившая увеличить поле зрения камеры-обскуры.

Важное значение имели также наблюдения за химическим действием света на различные вещества.

Рис.1. Камера-обскура Гемма Фриэиуса

Известный русский государственный деятель и исследователь А. П. Бестужев-Рюмин наблюдал в 1725 г. изменение цвета хлорного железа, которое под действием света переходило в хлористое.

Первые целенаправленные исследования по изменению свойств солей серебра при воздействии на них света принадлежат немецкому ученому И. Шульце. В 1727 г. он обнаружил, что при пропитывании мела раствором серебра в азотной кислоте смесь приобретает свойство изменять цвет в тех местах, где на нее действует свет солнца.

Следующий важный шаг в расширении знаний о свойствах солей серебра был сделан шведским химиком К. Шееле, который в 70-х годах XVIII в. провел исследования по влиянию на соли серебра различных цветов солнечного спектра. При этом им было отмечено, что наибольшей активностью обладают лучи сине-фиолетовой зоны.

Исследования чувствительности различных соединении к свету проводились в XVIII—XIX вв. и другими учеными.

Изобретению фотографии предшествовали работы англичан Т. Веджвуда и Г. Деви. В конце XVIII в. Т. Веджвудом был проведен ряд экспериментов по получению светописных рисунков на бумаге и коже, покрытых нитратом серебра.

Т. Веджвуд был одним из первых исследователей, попытавшихся, хотя и не совсем удачно, получить изображение с помощью камеры-обскуры. Работы Т. Веджвуда были продолжены Г. Деви. Для получения изображения в камере-обскуре им было использовано хлористое серебро. Несмотря на то, что Т. Веджвуду и Г. Деви не удалось найти способа закрепления изображений, их по праву считают предвестниками изобретения фотографии.

Первым прочное изображение получил француз Жозеф Нисефор Ньепс. Впервые о новом способе им было сообщено в 1822 г. В 1829 г. была начата совместная работа Нисефора Ньепса с французским художником и исследователем Луи Жаком Манде Дагерром (рис. 2 и 3).

              

Рис.2. Жозеф Нисефор Ньепс              Рис.3. Луи Жак Манде Дагерр

Способ Н. Ньепса, названный им гелиографией (солнцеписью), заключался в следующем: раствор асфальта в лавандовом масле наносили тонким слоем на металлическую пластину, на которую затем накладывали полупрозрачный штриховой рисунок и на длительное время оставляли его на свету, который задубливал асфальт в освещенных участках. После этого пластину переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадубившиеся участки асфальта, в результате чего получалось рельефное изображение. Используя его как клише, можно было делать типографские оттиски на бумаге.

В 1826 г. Н. Ньепс применил камеру-обскуру для получения изображения на асфальтовом слое.

Изобретателем первого способа получения фотографических изображений на фотослоях с галогенидами серебра считается французский художник и изобретатель Жак Дагерр. Пользуясь для рисования камерой-обскурой, он начал в 1824 г. искать средство для закрепления получаемого в ней изображения. В 1829—1835гг. Ж.Дагерр проводил эту работу совместно с Н. Ньепсом. После смерти Н. Ньепса Ж. Дагерр обнародовал новый оригинальный способ получения фотографических изображений и назвал его дагерротипией.

Сообщение о новом изобретении было сделано 7 января 1839 г. известным физиком и астрономом Араго на заседании Парижской академии наук. Сущность способа была изложена 19 августа 1839 г. в докладе Араго объединенному собранию Парижской академии наук и Академии изящных искусств. IX Международный конгресс научной и прикладной фотографии, проходивший в 1935 г., постановил считать 7 января 1839 г. юбилейной датой — днем изобретения фотографии.

Принцип получения фотографических изображений способом дагерротипии состоял в том, что серебряную пластинку сначала тщательно очищали, а затем помещали в специальный ящик над сосудом с металлическим йодом. Испаряясь, йод оседал на ее поверхности и, взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро — вещество, чувствительное к свету. После этого в темноте пластинку помещали в кассету камеры-обскуры и на нее экспонировали ярко освещенные предметы с выдержкой в несколько минут. Под действием света на пластинке получалось слабое изображение. Его усиливали, т. е. проявляли парами ртути, которые оседали на участках, где подействовал свет. Этот процесс проводили в специальном ящике, на дне которого помещали сосуд с ртутью. Для ускорения процесса испарения ртути сосуд подогревали.

Для того чтобы удалить с неэкспонированных участков остатки йодистого серебра и закрепить тем самым изображение, пользовались раствором поваренной соли. Несколько позже для этих целей стали применять тиосульфат натрия.

Изображение на дагерротипе состояло из участков, покрытых тонким слоем ртути и серебра. При определенном угле наклона на дагерротипе было четко видно позитивное изображение.

Таким образом, в результате дагерротипного процесса получали снимок в одном экземпляре, что являлось одним из существенных его недостатков. Кроме того, следует указать на высокую стоимость снимков. Несмотря на эти недостатки, дагерротипия очень быстро привлекла к себе внимание.

В 1840 г. английский исследователь Д. Ф. Годар сумел значительно повысить светочувствительность дагерротипных пластин, обрабатывая их смесью йода с бромом, что позволило уменьшить выдержки при экспонировании. Уменьшению выдержек способствовало также совершенствование съемочной оптики. Так, уже в 1840 г., т. е. через год после официального обнародования первого способа фотографии, профессором Венского университета И. Пецвалем был разработан метод расчета фотографических объективов. В этом же году им был рассчитан первый портретный объектив, построенный затем известным немецким оптиком П. Ф. Фохтлендером.

Рис.4. Вильям Генри Фокс Талбот

Большой вклад в развитие фотографии внес английский ученый Вильям Генри Фокс Талбот (рис. 4). Он получил сравнительно высокочувствительную бумагу, которую из готовил путем нанесения слоя раствора хлористой соли и по следующего очувствления раствором азотнокислого серебра. Бумагу В сыром виде экспонировали в камере-обскуре. Получаемое изображение закрепляли в растворе поваренной соли, Этот способ, названный фотогенным рисованием, был изложен Талботом в его первом официальном сообщении Королевскому обществу 31 января 1839 г.

Для печати с полученных при съемке бумажных негативов Талбот также использовал очувствленную бумагу, которую экспонировал под бумажным негативом на сильном свету. По достижении достаточной плотности изображения его закрепляли.

К этому периоду относится и появление терминов «фотография», «негатив», «позитив», предложенных английским ученым Д. Гершелем. Он также предложил использовать раствор тиосульфата натрия для закрепления фотографических изображений.

Способ Дагерра просуществовал как основной до 1851 г. К этому времени английским исследователем Фридериком Скот Арчером был разработан новый способ фотографии — мокрый коллодионный процесс.

Принцип мокрого коллодионного процесса состоит в следующем: нитроклетчатку (продукт обработки отходов хлопка серной и азотной кислотами) растворяют в смеси спирта и эфира. В полученную массу — коллодион — вводят соли йода и брома и раствор поливают на стеклянную пластинку. После того как слой слегка застынет, пластинку в сыром виде погружают в сосуд с раствором азотнокислого серебра, т. е. коллодионный слой очувствляют. Все операции проделывают при неактиничном освещении. В результате химической реакции в коллодионном слое образуются галогениды серебра — вещества, чувствительные к свету. После этого пластинку в сыром виде помещают в фотоаппарат и фотографируют объект. Проявляют ее в растворе пирогаллоловой кислоты или пирогаллола и закрепляют в растворе тиосульфата натрия.

Пластинки нельзя было сушить, так как коллодион при этом растрескивался и отслаивался от стекла. Это явилось существенным недостатком мокрого коллодионного процесса, и применяли его в основном в стационарных фотоателье. Были и энтузиасты - фотографы-пейзажисты, бравшие с собой при выезде на съемки походные лаборатории в виде палаток, которые транспортировали в собранном виде на тележках.

Одновременно с совершенствованием мокрого коллодионного процесса велись работы теоретического характера. В 1855 — 1861 гг. английский физик Д. К. Максвелл разрабатывает теорию трехцветной фотографии.

В связи с недостатками мокрого коллодионного процесса многими исследователями делались попытки заменить коллодий другими веществами. Так, в 60-х годах прошлого века проводились опыты по применению желатины в качестве связующей среды эмульсионного слоя. В этот период в одной из работ был описан щелочной проявитель, содержащий в своем составе органическое проявляющее вещество.

Основываясь на работах предшественников, англичанин Ричард Медокс, врач по специальности, предложил в 1871 г. первый практически пригодный способ изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Благодаря этому способу появилась возможность не только сохранять фотопластинки в сухом виде, но и значительно повысить их светочувствительность. Следует отметить, что основной метод современной фотографии также основан на применении галогенидосеребряных желатиновых фотослоев. Со времени изобретения этот способ претерпел значительные усовершенствования. Была повышена общая светочувствительность фотослоя, а также расширена зона его спектральной чувствительности вплоть до инфракрасных лучей. Принцип очувствления фотографических пластинок к длинноволновой области спектра был разработан в 1873 г. немецким ученым Г. В. Фогелем. Для этих целей, т. е. для ортохроматизации фотопластинок, им был использован кораллин.

В конце 80-х годов XIX в. американской фирмой «Кодак» было освоено производство негативных фотопленок на гибкой подложке из целлулоида.

Таким образом, весь период развития фотографии можно условно разделить на три этапа: дагерротипия, мокрый коллодионный процесс и процесс с использованием галогенидосеребряных желатиновых эмульсий.

ФОТОГРАФИЯ В РОССИИ И СССР

Большой вклад в развитие фотографии внесли русские ученые и изобретатели. Их работы сыграли роль в совершенствовании оптики и химии, в разработке теории фотографических процессов и формировании ее, как самостоятельной научной дисциплины.

Прежде всего надо назвать имя М. В. Ломоносова, сделавшего ряд крупных открытий в оптике, создавшего многие оптические приборы. Современник М. В. Ломоносова член Петербургской Академии наук Леонард Эйлер в 1747 г. изложил принципы, которые легли в основу изготовления ахроматической оптики.

Первые снимки в России были получены русским химиком Ф. Ф. Фрицше весной 1839 г. по методу Талбота.

Выдающаяся роль в развитии отечественной фотографии принадлежит русским фотографам и изобретателям А. Ф. Грекову и С. Л. Левицкому.

Первые работы А. Ф. Грекова по значительному улучшению дагерротипов относятся к 1840 г. В частности, им был предложен способ получения более прочного изображения на пластинках нанесением на дагерротип тонкого слоя золота методом гальванопластики, изобретенной русским ученым Б. С. Якоби. Пользуясь гальванопластикой, А. Ф. Греков серебрил медные и латунные пластинки. Это позволило значительно удешевить дагерротипные снимки.

А. Ф. Греков разработал способы съемки на бумаге и в 1841 г. опубликовал результаты своих работ с изложением техники работ и рецептуры.

Рис.5.  С. Л. Левицкий

Значительный вклад в развитие фотографии внес выдающийся русский фотограф С. Л. Левицкий (рис. 5), один из основателей фотографического отдела Русского технического общества в Петербурге. С. Л. Левицкий стал свидетелем и активным участником развития всех трех этапов фотографии.

Первые работы С. Л. Левицкого появились в начале 40-х годов прошлого века. В это время на одной из парижских выставок было представлено несколько его дагерротипов, снятых с помощью объективов, сделанных французским оптиком В. Шевалье. Эти снимки получили высокую оценку за хорошее качество изображения, и В. Шевалье, выставивший их, был удостоен медали.

На международной выставке художественной фотографии состоявшейся в Париже в 1851 г., С. Л. Левицкого наградили золотой медалью. Широкую известность получили выполненные им портреты Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, 1. А. Гончарова, Н. А. Некрасова и других современников. В своих работах он впервые применил фотографическую ретушь.

С. Л. Левицкий первым из фотографов России использовал электрический свет при павильонной портретной съемке и в одной из своих статей предсказал ему большое будущее в фотографии.

Можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на различные оригинальные фотографические приборы и материалы. Русский изобретатель И. Ф. Александровский изобрел стереофотоаппарат и в 1854 г. получил на него патент. В 1879 г. фотограф и конструктор Д. П. Езучевский создал удобную в эксплуатации многокадровую стереоскопическую фотокамеру с моментальным затвором. В 1880 г. им был сконструирован портативный фотоаппарат для путешествий. В том же году другой русский изобретатель Измайлов создал оригинальный фотоаппарат, рассчитанный на зарядку шести дюжин фотопластинок.

В 1880 г., т. е. на несколько лет раньше начала выпуска фирмой «Кодак» фотопленок, русский фотограф и изобретатель И. В. Болдырев предложил при изготовлении фотоматериалов использовать вместо стекла гибкую негорючую пленочную основу. Через два года пленка и негативы на ней были представлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке (так называемые смоловидные пластинки).

После изобретения фотоматериалов на гибкой основе появилась масса новых конструкций фотокамер. Крупнейший энтузиаст фотографии Л. В. Варнике в 70—80-х годах прошлого века сделал целый ряд ценных изобретений, среди которых можно назвать первый в мире катушечный фотоаппарат, фотопленку со съемным слоем для этого аппарата, первый в мире стандартный сенситометр.

В числе видных русских изобретателей в области фотографии можно назвать И. И. Филипенко, И. Л. Полякова, Э. И. Козловского, А. А. Поповицкого, А. О. Карелина, И. И. Карпова, В.И. Кур-дюмова, В. П.Сабанеева, С. А. Ульянина, Р. Ю.Тиле, В. Ф. Гельгара, В. Ф. Потте и др.

Несмотря на оригинальность и несомненные высокие качества конструкций фотографических приборов и материалов русских авторов, правительственные круги царской России без достаточного внимания относились к ним. Предпочтение отдавалось иностранным изобретениям и товарам. Понимая это, иностранные фирмы нередко использовали работы русских изобретателей в конструкциях выпускавшихся ими приборов. Такая судьба постигла первый в мире моментальный шторно-щелевой затвор, сконструированный в 1882 г. русским изобретателем С. А. Юрковским и примененный зарубежными фирмами.

Несмотря на неблагоприятные условия, фотография в России развивалась сравнительно высокими темпами.

Русскими учеными проводились исследования в области научной фотографии, которые не потеряли значения и в наши дни.

Работы ассистента Петербургского университета В. В. Лермантова, проведенные им в 1877—1879 гг., позволили вскрыть физическую сущность скрытого изображения и процесса проявления.

Русский физико-химик Н. А. Шилов провел важные исследования, позволившие определить роль химических веществ, входящих в состав проявляющих растворов.

До 1917 г. фотографическая промышленность в России практически отсутствовала. Из сравнительно крупных предприятий можно назвать лишь фибрики фотопластинок «Ирис», «Победа» и «Вся Россия», которые работали в основном или на импортном или на отечественном сырье полукустарного производства.

После Великой Октябрьской социалистической революции развитию фотографии придается общегосударственное значение. В августе 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению». В соответствии с этим декретом была ликвидирована частная собственность на фотопредприятия. Для обеспечения руководства национализированными предприятиями в сентябре 1919 г. при Наркомпросе был организован Всероссийский фотокиноотдел.

В 1918 г. в Петрограде был создан Государственный оптический институт (ГОИ), а затем в этом институте образован фотографический сектор. В том же году в Петрограде организуется Высший институт фотографии и фототехники — высшее учебное, научно-промышленное и культурно-просветительное учреждение.

Большое внимание было уделено пропаганде фотографических знаний. С марта 1926 г. начинает издаваться журнал «Фотограф», а с апреля того же года — журнал «Советское фото».

В 1929 г. в Москве организуется Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), который ведет разработку химико-фотографических и кинотехнических проблем.

В научных исследованиях, проводимых советскими учеными, затрагивается широкий круг вопросов, имеющих огромный теоретический и практический интерес.

В 1925—1929 гг. возобновляется выпуск фотопластинок на фабрике «Ириц» и других. В 1926 г. в Киеве начала действовать вновь организованная фабрика фотопластинок и фотобумаги «Фо-тотехпром». В 1929 г. организуется выпуск фотобумаги в Ленинграде на фабрике «Возрождение». В 1931 г- вступают в действие мощные фабрики кинофотоматериалов в городах Переславле-За-лесском и Шостке, а в 1935 г. была выпущена первая партия пленки в Казани.

Первые советские фотоаппараты марки «ЭФТЭ» были выпущены в 1929 г. кооперативом «Фототруд». С 1931 г. начинается серийный выпуск известных фотоаппаратов «Фотокор» на Государственном оптико-механическом заводе в Ленинграде (первая партия этих аппаратов была выпущена в июне 1930 г.).

В ноябре 1932 г. в Ленинграде состоялась первая Всесоюзная конференция по научной фотографии.

Вскоре начинается массовое производство всемирно известных фотокамер ФЭД (первая партия была выпущена в 1934 г.). В том же году на Государственном оптико-механическом заводе в Ленинграде были выпущены складные пластиночные фотоаппараты «Турист» с форматом кадра 6,5x9 см, а через два года — зеркальные узкопленочные фотокамеры «Спорт». Большим успехом поль-зевалась профессиональная фотокамера «Репортер», первые образцы которой были выпущены в 1937 г. Эта камера имела формат кадра 6,5x9 см и была рассчитана на форматные фотоматериалы и рулонную пленку типа «Рольфильм».

В сентябре 1937 г. при Академии наук СССР было проведено совещание по научной и прикладной фотографии.

В ноябре того же года в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, открылась Первая всесоюзная выставка фотоискусства.

В 1941 г. было проведено совещание по научной фотографии в Государственном оптическом институте в Ленинграде и Ленинградском университете.

Следует отметить, что до Великой Отечественной войны нашей промышленностью было выпущено свыше десяти различных моделей фотоаппаратов. После Великой Отечественной войны уже в 1946 г. была выпущена среднеформатная фотокамера «Москва» (6X9 см). В последующие годы возобновляется выпуск аппаратов ФЭД и начинается производство новых аппаратов типа «Зоркий», «Киев», «Зенит», «Смена» и др.

Наверх

ß  Назад в фотошколу