Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Детские фотостудии

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

 

 

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

Каталог лучших сайтов

 

ß  Назад в фотошколу

 

Владимир Панаев

Фотографическая техника

 

 

Бурное развитие цифровых технологий и массовое производство привело к существенному снижению цен на все виды фотографической аппаратуры, сделало её гораздо более доступной. Крайне важно, что одновременно с удешевлением идёт процесс быстрого роста качества цифровой аппаратуры и расширения возможностей, которые она открывает перед фотографами.

Не прошло это мимо внимания конкурсантов, как результат многие из них, в том числе участники и призёры итоговой выставки, создали свои работы, используя именно цифровую технику, а иные мечтают такую аппаратуру приобрести. В помощь им и написана эта статья.

Помогая с выбором аппаратуры, мы, как всегда, укажем не конкретные модели и марки, а лишь критерии, руководствуясь которыми, вы сможете осознанно выбрать себе цифровой фотоаппарат среди обилия моделей различных фирм.

Выбор всегда дело серьёзное, поэтому прежде чем сделать покупку изучите характеристики аппарата, посоветуйтесь с руководителем фотостудии и уж никак не полагайтесь на рекомендации продавцов, среди которых многие мало разбираются в продаваемой технике. Помните, задача продавца, особенно если его зарплата зависит от выручки, продать как можно более дорогое изделие. При выборе любой фототехники целесообразно придерживаться разумного самоограничения, руководствуясь критерием СТОИМОСТЬ - ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Прежде чем приступать к выбору конкретного аппарата хорошенько подумайте, для каких целей и как часто вы будете его использовать.

В зависимости от этого и финансовых возможностей, решите, нужна ли вам относительно громоздкая, зеркальная камера, главным достоинством которой, среди прочего, остаётся возможность использования сменной оптики.

Нужно ясно понимать, что поскольку в зеркальных камерах используются матрицы, физический размер которых в несколько раз превосходит аналогичный показатель незеркальных аппаратов (за исключением Sony R1) , размеры и стоимость каждого из сменных объективов для них порой дороже большинства компактных и даже полупрофессиональных камер вместе со встроенным объективом.

Безусловно, профессионал и достаточно состоятельный «продвинутый» любитель выберут зеркальный аппарат, в то время как для занятий художественной фотографией, особенно на первом этапе вполне достаточно компактной и уж тем более полупрофессиональной камеры, со встроенным объективом.

У современных незеркальных камер значительно улучшились все параметры, за которые мы упрекали их в предыдущем выпуске.

- Многократно сократилось время от включения до готовности к работе и к съёмке очередного кадра.

- Увеличились размеры и качество дисплеев, у многих камер они стали поворотными, порой в нескольких плоскостях, что облегчило работу при выборе границ кадра в процессе съёмки.

- Существенно возросла «скорострельность», т. е. способность к съемке сериями кадров.

-Улучшилось качество видеосъёмки, продолжительность которой, ограничена, в большинстве случаев, лишь ёмкостью карты памяти.

- Сократилось энергопотребление, что позволяет на одной зарядке аккумулятора или комплекта батарей сделать более 200, а то и 400 снимков максимального качества.

- Существенно возросла емкость и в несколько раз снизилась стоимость карт памяти, что практически сняло ограничения на количество снимаемых кадров. Это позволяет во всех случаях вести съёмку с максимальным качеством, на которое способен аппарат и потом не корить себя за то, что отличный кадр снят с малым разрешением. К сожалению, некоторые работы конкурсантов серьёзно пострадали по этой причине.

Особо отметим, что эти аппараты очень хороши для макросъёмки и порой существенно превосходят по этому параметру даже зеркальные камеры.

Всё это вместе одновременно со значительным уменьшением стоимости повысило привлекательность фотоаппаратов этого класса.

Будем условно считать, что мы, во всяком случае, временно, остановились на выборе среди КОМПАКТНЫХ ФОТОАППАРАТОВ СО ВСТРОЕННЫМ ОБЪЕКТИВОМ.

1. Выбирая аппарат для занятий творческой, художественной фотографией, из рассмотрения нужно сразу исключить полные автоматы.
Выбирать следует из камер, имеющих, так называемые,

ТВОРЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ СЪЁМКИ (А, S, M,P):

- А - режим приоритета диафрагмы. Фотограф, в зависимости он своих требований к глубине резко изображаемого пространства, устанавливает нужную диафрагму, а экспозиционная автоматика камеры, вычисляет и устанавливает соответствующую условиям освещённости выдержку.

- S – режим приоритета скорости затвора. Фотограф в зависимости от динамичности снимаемой сцены, по своему усмотрению устанавливает выдержку, а экспозиционная автоматика камеры, вычисляет и устанавливает соответствующую условиям освещённости диафрагму.

- M – мануальный (ручной) режим. Фотограф, руководствуясь творческими соображениями и ориентируясь на показания экспонометра (внешнего или встроенного в камеру) сам устанавливает и выдержку и диафрагму.

- Р* - автоматический вариационный режим. Автоматика камеры, в зависимости от условий освещенности, вычисляет и устанавливает и выдержку и диафрагму. Фотограф, при этом, руководствуясь творческими соображениями, имеет возможность изменить значение пары выдержка + диафрагма, сохраняя правильность рассчитанной автоматикой экспозиции.

Фотоаппараты, не имеющие этих режимов, в зависимости от исполнения и «накрученности» (творческие режимы в таких аппаратах замещены обилием предустановок для съёмки различных сюжетов – портрет, пейзаж, ночная съёмка, макро и т.д.) могут стоить больших денег и позволяют порой получать качественные в техническом отношении снимки.

Эти аппараты относятся к типу «навел и снял». Они рассчитаны на людей далёких от творческой фотографии, которые не хотят, да и никак не могут, вмешаться в работу автоматики. В творческой среде их частенько именуют «кнопконажимателями», «трыкальщиками» и т. п.

Это тот случай когда, практически снимает не фотограф, а его фотоаппарат, ибо роль фотографа сводится только направлению камеры в нужную сторону и нажатию кнопки затвора. Необходимо, однако, признать, что иногда и такими аппаратами делаются весьма достойные фотографии.

2. Мы уже говорили в прошлом и подтверждаем в этом выпуске, что для получения фотографии выставочного формата (30х45) вполне достаточно матрицы с 5 – 6 миллионами эффективных пикселей (5 -6 Мп.).

При этом предпочтение следует отдать камерам, у которых больше не разрешение,
а именно физический размер матрицы.

Сейчас появилось множество компактных фотоаппаратов, с малюсенькими (1/2,5”) матрицами, в которые «втиснуто» по 7 - 8 и даже 10 Мп. Следует отчётливо понимать, что это в большой степени всего лишь маркетинговый ход производителя. Такие аппараты не имеют реальных преимуществ по разрешающей способности перед компактными 6 Мп. камерами, имеющими матрицы большего физического размера и, тем более, зеркальными аппаратами с их матрицами формата APS.

Такие камеры гораздо сильнее «шумят» и, соответственно, имеют большие ограничения по используемой чувствительности. Существенные шумы у них появляются уже при ISO 200, а при ISO 400 качество снимков становится непригодным для печати в формате более 10х15.

3. Особое внимание при выборе фотоаппарата обратите на его объектив, ибо именно он строит изображение.

3. 1. Убедитесь, что его линзы изготовлены из стекла, а не оптической пластмассы, которая легко царапается и может помутнеть через два-три года.

3.2. При прочих равных условиях, следует предпочесть фотоаппарат, встроенный объектив, которого имеет большую оптическую кратность (отношение максимального фокусного расстояния к минимальному).

Очень часто реклама и продавцы делают упор на большое общее (оптическое + цифровое) зуммирование («приближение» объекта съёмки) – это всего лишь маркетинговая уловка.

Необходимо отчётливо понимать, что цифровой зум приближает объект съёмки, за счёт автоматического кадрирования снимка, как бы «вырезая» центральную часть изображения и растягивая его до полного кадра. При этом работает лишь центральная часть матрицы, что уменьшает количество пикселей, участвующих в построении изображения, и, таким образом, существенно снижает его качество, уменьшая возможности получения снимка выставочного формата. Разумеется, при большом общем количестве пикселей и большом физическом размере матрицы умеренное цифровое зуммирование может быть весьма полезным.

3.3. Частенько в объективах компактных камер увеличение фокусного расстояния при зуммировании сопровождается значительным уменьшением его относительного отверстия (падением светосилы) до значения 11, а то и 13 – 14, что совершенно непригодно для нормальной работы, ибо воспользоваться таким объективом для съёмки удалённых объектов можно будет при ярком солнечном освещении с непременным использованием штатива.

Кроме того, такой объектив затруднит использование диафрагмирования для получения художественных эффектов, не позволит размыть фон при портретировании из-за огромной глубины резкости при фокусных расстояниях, приемлемых для съёмки портрета.

Чем меньше падение светосилы при зуммировании, тем лучше (в лучших объективах его вообще не происходит). Предельно допустимым значением относительного отверстия в телеположении следует считать 5,6 – 6,3

3.4 При равной оптической кратности встроенного объектива, следует предпочесть тот, у которого меньше минимальное фокусное расстояние. Это облегчит съёмку в тесных помещениях.

3.5 Если в прошлом выпуске мы говорили о невозможности изменения пределов зуммирования встроенных объективов, то теперь положение изменилось коренным образом. В настоящее время целый ряд фирм выпускает высококачественные конвертеры, установка которых на объектив, изменяет фокусное расстояние. Широкий ассортимент специальных переходников позволяет использовать эти конвертеры с большинством аппаратов.

Телеконверторы, как правило, существенно дешевле широкоугольных насадок.

4. При прочих равных условиях, следует предпочесть аппарат, оснащённый функцией стабилизации изображения. Это позволит при необходимости уменьшить на 2 ступени значение устанавливаемой чувствительности и избежать «шевелёнки» при съёмке с относительно длинными выдержками. Особенно пригодится стабилизатор для работы с большими фокусными расстояниями.

Внешний вид, «ухватистость», название фирмы, красующееся на видном месте, всё это второстепенное и зависит от личного вкуса. Важнее учесть вышеописанные характеристики.

Разумеется, если увлечённость фотографией давно определилась, а финансовые возможности позволяют, более оправданной будет покупка так называемой полупрофессиональной камеры со встроенным объективом или даже зеркального аппарата. Не даром английская поговорка гласит – «мы не настолько богаты, что бы покупать дешевые вещи».

Всё перечисленное выше в полной мере относится к фотоаппаратам любых фирм и производителей. Камеры одного класса у них различаются лишь дизайном, а цена их в большой степени определяется «раскрученностью» марки.
Желаем удачной покупки и творческих успехов.

Наверх

  ß  Назад в фотошколу