Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Детские фотостудии

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

 

 

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

Каталог лучших сайтов

 

 

ß  Назад в фотошколу

 

Александр Карачев.

Фотография как часть общекультурной составляющей среднего образования

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Фотография в общеобразовательной школе

2. Применение фотографии при изучении школьных предметов

3. Роль фотографии в освещении событий школьной жизни

4. Семейный фотоархив

5. Организация изучения фотографии школьниками

6. Конкурс художественной фотографии «От созерцания – к творчеству»

 

1. Фотография в общеобразовательной школе

Роль фотографии в культуре современного общества значительна и многообразна. Она связана почти со всеми областями человеческой деятельности, является средством массовой коммуникации. Важное место принадлежит фотографии в современной художественной культуре, где она активно развивается как особый вид изобразительного искусства.

Помимо того, что художественная фотография рассматривается в современном мире как один из видов искусства, прикладная фотография является незаменимым инструментом познания окружающего мира. Нет практически ни одной профессии, где не нашлось бы места для фотографии, не говоря уже о повседневной жизни каждого из нас. Поэтому владение фотографией можно отнести к общетрудовым умениям, которые необходимы каждому члену общества и должны формироваться в общеобразовательной школе.

Фотография сопровождает современного человека на каждом шагу и оказывает существенное влияние на формирование его видения действительности. Одновременно она стимулирует интеграцию различных областей общественной деятельности и духовной жизни — производства, науки, искусства и политики.

В социалистическом обществе фотография всегда использовалась как мощное средство формирования нового человека. Современное российское общество, отказавшись от движения по социалистическому пути развития, ослабило, как это часто бывает в период ломки традиционного сознания, внимание к вопросам воспитания молодежи. Отчасти это объясняется тем, что еще не завершен период поиска новых жизненных ориентиров и методов работы со школьниками в новом информационном пространстве.

Тенденции развития российского общества характеризуются расширением возможностей доступа молодежи к информации в разных ее видах, а также возможностей для широкого распространения собственных информационных сообщений. Мировоззрение молодежи все чаще формируется под влиянием информации распространяемой сверстниками.

В этой ситуации общество и школа, как один из главных институтов воспитания молодого поколения, не может оставаться в стороне от формирования информационной культуры молодежи. Современная молодежь все больше отождествляет информационную культуру с умением использовать персональный компьютер и всемирную сеть ИНТЕРНЕТ для поиска, обработки и хранения информации. Школьники активно используют и другие коммуникационные средства – сотовые телефоны, проигрыватели компакт дисков, аудиоплейеры и т.п. Тенденции развития современной техники таковы, что эти устройства все чаще объединяются с цифровыми фотокамерами. В качестве примера можно привести трехмегапиксельный фототелефон Casio А5406СА с автофокусировкой и девятью предустановленными режимами съёмки, фототелефон Sharp 6x-E30, со встроенной вспышкой, мультифункциональное устройство iRiver iFP-1090 Prism Eye, совмещающие в себе функции цифровой фотокамеры и плейера [1]. Можно и нужно использовать притягательность для молодежи современных технических средств фиксации информации для формирования визуальной культуры и через визуальную информацию решать задачи эстетического, патриотического и нравственного воспитания, развития творческих способностей школьников.

На современном этапе модернизации общего образования возрастает значимость школьно-регионального компонента базисного учебного плана. Наличие этого компонента позволяет образовательному учреждению оперативно учитывать изменения в образовательных потребностях общества, индивидуальные запросы учащихся. Школьный компонент дает возможность углубить знания школьников по отдельным разделам учебной программы, организовать учебно-исследовательскую работу учащихся. Однако до сих пор эта возможность используется явно недостаточно для совершенствования информационно технологической подготовки школьников. В основном часы школьного компонента используются для таких направлений технологической подготовки, как декоративно-прикладное творчество и традиционные виды народных ремесел или для начальной профессиональной подготовки. Крайне редко эти часы используются для изучения современных перспективных технологий.

Усилить информационно технологическую направленность школьного образования, насытить его современными технологиями и повысить интерес школьников к указанному направлению можно, включив в школьно-региональный компонент курсы по изучению практической фотографии. В фотографии, как ни в какой другой области, естественным образом интегрируются знания из различных наук и сферы искусства. Для получения высококачественной фотографии необходимо разбираться в физике (оптике, механике, спектрах источников света, фильтрах и т.п.), химии (свойствах фотоматериалов, особенностях химических процессов получения фотоизображений), информационных технологиях (переводе изображений в цифровой вид, обработке и хранении фотоизображений), изобразительном искусстве (законах композиции, цветоведении и т.д.), обществоведении (вопросах авторского права, этики репортажной съемки). Благодаря этому изучение фотографии может явиться для школьников мощным стимулом к изучению широкого спектра школьных предметов.

Фотография давно стала столь заметным явлением современной культуры, что способна акцентировать общественное внимание на ключевых проблемах современного мира. Если отвлечься от роли фотографии в освещении событий в «горячих» точках, значение которой в этом деле трудно переоценить, можно заметить увеличение количества различных фестивалей, на которых фотография причудливым образом переплетается с наукой и политикой. Впечатляющим примером такого фестиваля явился Х фестиваль фотографии FotoFest в Хьюстоне. В этом году фестиваль, по словам его президента Фредерика Болдвина, базировался на четырёх точках опоры: искусстве, науке, образовании и политике, а его темой стала «Вода». «Вода является чудом. Его необычайному характеру удивляются, его изображают разные художники, отражая в своих произведениях самую зависимость человеческого бытия от этого чуда и восхищаясь красотой того, что называется «водный запас» жизни на планете» [1]. В рамках фестиваля было показано 29 фотовыставок под специальным патронажем фестиваля и еще 120 – в институциях Хьюстона и одновременно с этим прошли музейные вечера, видеопросмотры и научные конференции, привлекшие к фотографическому событию поистине всеобщее внимание: от местных школьников - участников образовательной программы «Капля воды», инициированной FotoFest в этом году, до ученых мирового масштаба, приехавших в Хьюстон на свой конгресс, одним из организаторов которого был все тот же фестиваль.

Этот опыт может быть использован и в стенах школы. Школьные фотовыставки могут стать ярким событием любого школьного проекта, в течение длительного времени напоминая ребятам о прошедшем событии или наоборот, исподволь готовя их к центральному событию проекта, которым может быть школьная конференция или встреча с известными людьми. Подобные фестивали могут объединить учащихся нескольких школ, могут быть проведены в масштабах округа или города. Тематика таких фестивалей может быть весьма разнообразной, начиная от достаточно традиционных экологических или исторических тем и заканчивая темами, имеющими острое социальное значение «Город и молодежь», «Мост между прошлым и будущим», «Защитники Отечества» и др.

Об этой возможности пойдет речь в следующих параграфах.

 

2. Применение фотографии при изучении школьных предметов

Помимо использования фотографии для организации различных фотовыставок она может найти место в учебном процессе и при изучении отдельных школьных предметов. В основе большинства школьных предметов лежат соответствующие науки. Поэтому, рассматривая возможности использования фотографии при изучении школьных предметов, следует обратиться к истории применения фотографии в науке.

Как гениально предвидел в период зарождения фотографии Франсуа Араго, известный физик и астроном той эпохи, фотография не только стала международным достоянием, но и получила – уже в середине XIX века – особую привилегию в научных исследованиях. Применение фотографии в науке началось сразу после публикации подробных сообщений о процессе дагерротипии (так назывался первый процесс получения фотоизображения). Открылись возможности получать в ряде случаев исчерпывающие данные как о макро-, так и микромире. Благодаря этому различные области науки обогатились открытиями таких явлений, о которых можно было бы лишь догадываться на основании косвенных данных.

Уже в 1837 г. В. Г.Ф. Тальбот и в 1839 г. Дж. Рид применили процесс калотипии для съемки через микроскоп с солнечной подсветкой. Современная цифровая фототехника в сочетании с компьютером и мультимедиа проектором позволяет проектировать процессы, наблюдаемые через окуляр микроскопа на большой экран для наблюдения группой школьников, фиксировать интересные наблюдения и тиражировать их в нужном количестве. Подобное применение фотографии может найти применение на уроках химии, физики (например, при изучении полупроводниковых приборов), биологии.

Специальные макро фотообъективы позволяют получать превосходные макро снимки насекомых или мельчайших деталей строения цветов без применения дополнительных оптических приборов. Длиннофокусные объективы позволяют выполнять снимки животных в естественных условиях обитания, что может быть использовано в биологических исследованиях.

Незаменимы фотографические методы исследования в астрономии. Именно с помощью фотографии удалось подтвердить общую теорию относительности Эйнштейна. Эйнштейн утверждал, что гравитация есть проявление криволинейной геометрии пространства-времени, но это искривление слишком мало, чтобы его можно было наблюдать в земных условиях. Подобные эффекты ничтожно малы даже для Солнца, масса которого в 330 тысяч раз больше массы Земли, но могут быть обнаружены во время солнечного затмения. Исторические снимки были сделаны двумя экспедициями (на острове Принсипе у берегов Африки и в Собрале, Бразилия) 29 мая 1919 года. Согласно предсказаниям Эйнштейна, гравитационное отклонение света, идущего от далекой звезды, находящейся в непосредственной близости от солнечного диска, должно было составлять 1,75 (секунды дуги) – под таким углом виден желудь с расстояния в 1,6 километра. Измерения, проведенные А.С. Эддингтоном, директором Кембриджской обсерватории, на первой же фотопластинке дали результаты, совпадающие с теоретическими предсказаниями Эйнштейна. Позднейшие тщательные измерения подтвердили первоначальные выводы. «Таким образом, результаты,- указывалось в отчете,- не оставляют сомнения в том, что вблизи Солнца свет отклоняется и что величина этого отклонения совпадает с предсказанием общей теории относительности Эйнштейна» [2].

Широкое применение может найти фотография при изучении географии, истории, литературы. Это и фото отчеты об экскурсиях и экспедициях, сбор визуальной информации для последующего анализа. В исторических исследованиях фотография давно используется как метод, позволяющий расшифровать древнейшие послания. Еще в XIX веке крупный русский ученый, один из основоположников научного применения фотографии Е.Ф. Буринский при помощи разработанного им фотографического метода «прочитал» признанные безнадежными письмена XIV века времен Дмитрия Донского, написанные на сыромятных кожах.

Во многих городах, а уж тем более в Москве есть много мест связанных с жизнью известных писателей и поэтов, мест, где разворачивались действия их произведений. Как было бы интересно проиллюстрировать доклады на уроках снимками, изображающими эти исторические места!
Изучение географии просто не мыслимо без изучения снимков, дающих часто более полное и эмоциональное представление о различных местах на нашей планете, чем сотни слов, описывающих их. Многие ученые отмечают огромное влияние, которое оказал на человечество снимок Земли, сделанный из космоса. Этот снимок позволил людям ощутить и понять, сколь хрупкой и беззащитной является наша планета, и какая огромная ответственность лежит на нас за сохранение на ней жизни всех ее обитателей.

Значительное место должно занять фотография при изучении информационных технологий. Современные компьютерные методы обработки фотоизображений предоставляют фотохудожнику возможности, недостижимые при традиционных технологиях фотопечати. Фотоизображения широко используются при создании школьных или личных сайтов, в процессе обмена информацией через Интернет. Компьютерные технологии позволяют восстанавливать испорченные фотографии, имеющие историческое значение, создавать компьютерные фотоархивы.

Недооценивается роль фотографии при изучении в школе предмета «Искусство», изучение которого согласно новому Федеральному базисному учебному плану будет продолжаться в 8 и 9 классах школы. Большинство школьников старших классов не приводит в восторг перспектива занятия рисованием на уроках. В этой ситуации именно фотография могла бы стать той практической деятельностью школьников, на основе которой они постигали бы азы композиции, цветоведения, перспективы, необходимые для понимания изобразительного искусства и сами бы приобщались к искусству художественной фотографии.

 

3. Роль фотографии в освещении событий школьной жизни.

Фотография прочно вошла в нашу жизнь в первую очередь благодаря средствам массовой информации. Уже в начальный период становления фотографии, когда выдержка при съемке составляла секунды, в газетах стали появляться первые репортажные снимки. Эти снимки возвращают нас к событиям гражданской войны в США (1863 г.), Парижской коммуны, русско-турецкой войны 1877-1878 года. Многие дошедшие до нас из прошедших веков репортажные снимки имеют не только историческое значение, но и обладают выдающимися художественными достоинствами. Такие снимки, как, например, снимок «Комбат» М. Алперта или снимок «Горе» Д. Бальтерманца стали символами Великой Отечественной Войны с потрясающей силой передающими героизм советского солдата и трагедию военного времени.

Документальность является основным свойством, отличающим фотографию от других видов изобразительного искусства. Однако не только школьники, но и взрослые часто пренебрегают фотосъемкой даже значительных событий, происходящих в их жизни. Как нам не хочется верить в то, что каждый день уносит частицу нашей жизни. Вот приехали друзья. Нам кажется - мы увидим их еще тысячу раз. И вдруг мы узнаем, что трагическая случайность оборвала жизнь близкого нам человека, кто-то уехал из страны, и с горечью понимаем - у нас не осталось ни одной их фотографии. Школьникам часто кажется, что так и пойдут они вместе со своим классом по жизни, не понимая, как быстро разойдутся их пути, и как будут они ценить свои школьные годы. Но об этих годах может не сохраниться воспоминаний, если на фотографиях не будут зафиксированы события из школьной жизни, любимые учителя и одноклассники.

Можно указать еще на одну роль фотографии в школьной жизни. Ученики одного класса или параллели часто плохо представляют себе, чем живут другие классы. Школьная пресса (на современном уровне развития техники это может быть не только стенная печать, но и школьная газета или виртуальная школьная газета) способна с помощью фотографии дать ребятам достаточно подробную картину жизни школы.

На школьный период приходится важнейший этап развития личности учащихся, связанный с процессом их самоиндификации. Именно поэтому подросткам так важна положительная оценка их личности со стороны сверстников, велико желание взглянуть на себя со стороны. Репортажная школьная фотография удовлетворяет эту важную потребность подростков. Соотнося свой внутренний образ с увиденным на фотографии, соотнося свой увиденный образ с образами других подростков, видя реакцию своих друзей на своё фото изображение подросток корректирует свою самооценку в сторону большей объективности. Часто девушки убеждаются, что они выглядят ничуть не хуже своих подруг, а ребята замечают, что пора взрослеть, а дурашливость им уже не идет. Видеосъемка не может заменить в решении этой важнейшей задачи фотографию, во-первых, в связи с кратковременностью просмотра видеозаписи, во-вторых, в связи с невозможностью сосредоточиться на деталях изображения, в третьих, из-за необходимости иметь специальную дорогостоящую аппаратуру для просмотра видеозаписи.

Часто в школах и других учебных заведениях не ведется их фото летопись, или она ведется формально, когда фиксируются только основные общешкольные мероприятия: Первый звонок, Вручение аттестатов зрелости и т.п. Такой подход обедняет представление о жизни школы. Она гораздо богаче. В любой школе есть яркие преподаватели, кипят спортивные страсти, зарождается первая любовь…. Это и есть школьная жизнь. И фотография вполне может отобразить ее, используя весь арсенал репортажной и художественной съемки.

 

4. Семейный фотоархив

Умение вести семейные архивы относится к элементу общей культуры любого человека. В каждой семье существуют свои архивы. Школьникам часто приводят в пример образцовые немецкие семьи, в которых хранятся «Гроссбухи» за несколько столетий, где можно посмотреть, сколько денег и на что было потрачено, например, 16 сентября 1786 года. Нам представляется, что ведение домовой бухгалтерии вряд ли может получить распространение в такой стране, как Россия, имеющей совсем иной менталитет народа, но ведение домашних фотоальбомов является сложившейся традицией, которая, к сожалению, уходит в прошлое. Как всегда нам не хватает времени. Гораздо проще вставить фотографии в прозрачные кармашки, чем наклеивать их на толстые листы и придумывать к каждой из них надписи. Однако, собирая сотни не отобранных по определенным критериям снимков, складывая их в конверты и файлы, мы забываем, что собираем их не только для себя. Их будут смотреть наши дети, внуки, правнуки и их родственники. Не систематизированные, не отобранные фотографии без поясняющей информации мало что скажут будущим поколениям. А разве мы не испытываем неловкость, когда не можем ответить на вопрос детей о том, кто стоит рядом с папой на фотографии, или кем работает мамин племянник.

Компромиссным выходом из подобной ситуации могло бы быть ведение, параллельно с текущими фотоальбомами, семейной фото летописи. Это может быть большой фотоальбом, в котором размещается генеалогическое древо семьи с фотографиями и информацией о предках и родственниках родителей, об основных событиях из их жизни.

Такой фотоальбом может явиться мощным фактором нравственного и патриотического воспитания подростков. Дети увидят, как много сделали члены их семьи для Родины, увидят, какую силу представляет семья, если все ее члены сохраняют родственные отношения, и в семье нет конфликтов. В любой семье найдутся примеры бескорыстной помощи членов семьи друг другу, на которых можно формировать нравственные принципы молодого поколения. Дети будут понимать, что со временем в альбоме появится страница, посвященная им, и им захочется, чтобы те, кто будет смотреть этот фотоальбом, относились к ним с таким же уважением, как и к остальным членам семьи.

Фотографии для такого фотоальбома следует отбирать особенно тщательно, избегая повторов и дублирования. Не следует отражать в таком альбоме все события в жизни семьи (ежегодный отдых во время отпуска, празднование дней рождения и т.п.). Внимания должны заслуживать значительные события: (рождение детей, окончание учебных заведений, строительство нового дома, женитьба, награждение членов семьи, и т.п.).

В школе можно организовать конкурс на лучшую фотолетопись семьи, провести вечер с условным названием «Мои предки» или «Откуда я родом».
Работа над фотолетописью семьи будет, безусловно, способствовать восстановлению разрушающихся связей внутри семьи, расширению исторического кругозора подростков. Она явится важнейшим компонентом патриотической работы со школьниками, которая должна начинаться с формирования уважения и любви к членам семьи и своим предкам.

 

5. Организация изучения фотографии школьниками

Вряд ли можно ожидать, что учащиеся достигнут высоких результатов в фотографии без систематического постижения её основ под руководством опытного педагога. Существуют различные формы организации занятий по освоению фотографии со школьниками. Чаще всего подростки изучают художественную фотографию в детских фото студиях или фото кружках на базе учреждений системы дополнительного образования. Подобные студии и кружки могут быть также организованы и на базе общеобразовательных учреждений. Руководить такими фото студиями могут как профессиональные фотографы, имеющие желание работать с детьми, так и «продвинутые» фотолюбители, члены различных фото клубов и фото объединений. К руководству детскими фото студиями могут быть привлечены учителя технологии и предпринимательства, действующий стандарт подготовки которых предусматривает освоение будущими учителями информационных технологий, современных мультимедийных средств обучения, дизайна, вопросов композиции, цветоведения, декоративно-прикладного искусства.

Для изучения фотографии могут быть использованы часы школьно-регионального компонента. Элективные курсы по фотографии являются идеальным способом привлечь внимание школьников к изучению современных технологий и изобразительного искусства. Фотография может явиться проводником в огромный мир профессий, начиная от фото журналистики и заканчивая специальностями, связанными с проектированием оптических систем или разработкой новых технологий фиксации изображения.

Достаточно необычными для фотографии, но отвечающими духу времени, могут стать такие формы освоения школьниками прикладных аспектов фотографии, как школьное фото агентство или школьная фото компания по производству, например, наглядных пособий по различным предметам. Работа таких объединений школьников может строиться по модели реального бизнеса, что вполне допустимо в рамках программы «Достижения молодых», и служить одновременно целям обучения школьников основам предпринимательской деятельности. Школьное фото агентство может принимать заказы на съёмку каких – либо мероприятий, портфолио, портретов учащихся. Оно могло бы также выполнять заказы от частных лиц и фотоателье на компьютерную ретушь фотоснимков, потребность в которой резко увеличивается в связи с массовым распространением цифровых фотоаппаратов. Компания по производству наглядных пособий могла бы производить съёмку изучаемых объектов, цифровую обработку изображений для выделения главных деталей и добавления необходимого текста, а также распечатывать готовые транспоранты на цветном принтере.

Школьники могут осваивать фотографию и самостоятельно, изучая многочисленные самоучители и пособия для начинающих и продвинутых фотолюбителей. Они могут совершенствовать свои познания в фотографии, посещая заседания городских фото клубов, которые объединяют людей различных возрастов и уровней подготовки. Одним из таких клубов является Московская региональная общественная организация профессиональных фотографов и любителей фотографии «Альфа», работающая на базе факультета технологии и предпринимательства МПГУ (РОО фотографов «Альфа»). Эта организация в числе своих главных задач ставит популяризацию фотографии среди молодежи и повышение профессионального мастерства своих членов. Для решения этих задач РОО фотографов «Альфа» выступила с инициативой проведения ежегодного Конкурса художественной фотографии среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Москвы и Московской области «От созерцания – к творчеству». Первый Конкурс прошел в течение 2003/04 учебного года и завершился тремя выставками, на которых были показаны лучшие работы участников.

 

6. Конкурс художественной фотографии «От созерцания – к творчеству»

Успех первого Конкурса художественной фотографии «От созерцания – к творчеству» показал, что такой конкурс нужен городу. Конкурс способствует привлечению школьников к занятиям фотографией, что диктуется уникальными возможностями использования фотографии как синтетического вида деятельности для развития личности учащихся и организации их досуга. Фотография:

1. Удовлетворяет потребности детей и юношества в общении со сверстниками в процессе совместной деятельности.

2. Находится в русле стремления молодежи к общению путём обмена визуальной информацией.

3. Пробуждает у фотографирующего и рассматривающего снимок потребность в изучении окружающего мира. Служит великолепным средством формирования реальной картины мира в сознании школьника, построения собственного отношения к нему.

4. Позволяет привлечь школьников к патриотической и краеведческой работе, заинтересовать их историей своей страны, города, района, школы, семьи.

5. Служит мощным инструментом эстетического развития школьников.

В этой связи организаторами конкурса принято решение сделать его ежегодным. Положение о конкурсе не будет изменяться, за исключением девиза конкурса и перечня тем конкурса, которые должны отражать важнейшие события, происходящие в стране и мире.

Как и ранее, работы конкурсантов, отобранные для показа на выставке, планируется опубликовать в каталоге выставки, лучшие фотографии будут напечатаны в центральных фотографических журналах. Победа в конкурсе может открыть перед школьниками новые горизонты. Талантливых фотографов готовы привлечь к сотрудничеству детские и молодежные журналы и газеты. Но, чтобы победить в конкурсе, помимо таланта необходимы знания об изобразительных средствах фотографии и о критериях, которыми руководствуется жюри конкурса при оценке фото работ. Эти вопросы будут освещены в следующей главе членом Союза фотохудожников России С.Г. Пожарской.


Литература

1. Фото и видео, №7, 2004.
2. Дариус Дж. Недоступное глазу: Пер. с англ./ Предисл. К.В. Чибисова. – М.: Мир, 1986. – 249 с., ил.

 

Наверх

  ß  Назад в фотошколу