Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Детские фотостудии

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

 

 

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

Каталог лучших сайтов

 

 

ß  Назад в фотошколу

 

Светлана Пожарская

Художественная фотография: изобразительный язык, основные правила и законы композиции

 

примечание: значком фотоаппарата  µ обозначается гиперссылка на иллюстрацию. В качестве иллюстраций использованы работы участников второй итоговой выставки "От созерцания к творчеству".

«Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное»

Л.С. Выгодский

«Чем ближе подходит фотография к прямому воспроизведению действительности, тем дальше она от художественного восприятия»

Ансел Адамс



 Каждый вид искусства имеет свой язык, несет художественную информацию через свою систему знаков. В фотографии такими изобразительными знаками являются*:

- Свет и тень. Виды света – искусственное и естественное освещение. Светотональный и светотеневой рисунок изображения: светотональное (освещение мягкое, без резких теней) и светотеневое (контрастное освещение).
Каждый снимок состоит из светлых и темных участков изображения разной величины. Причем установлено, что большие участки оказывают более благоприятное впечатление, чем мелкие. Большое количество мелких деталей или пятен делает снимок неспокойным, трудным для восприятия. Глаз при взгляде на такое изображение испытывает большое напряжение. Но, если большое количество мелких деталей и пятен имеет одинаковое происхождение или они похожи друг на друга, тогда это не мешает восприятию, глаз в этом случае подчиняется их ритму и не испытывает напряжения. Интересно, что многие законы эстетики и восприятия обусловлены физиологическими причинами, в том числе и мускульными ощущениями, возникающими в глазу и едва достигающими порога сознания. Рассматривание, например, симметричных предметов или форм нам приятно, так как оно требует одинакового движения глаз в обе стороны.

- Тон. Под тоном понимается сила цвета, а в черно-белой фотографии – определенное место в шкале, содержащей гамму оттенков от черного до белого. В черно/белой фотографии все свойства цвета т яркости цвета несет на себе тон. Светлая и темная тональность, длинная и короткая шкала тонов. Длинная шкала тонов – это когда переход от одной ступени к другой постепенен и поэтому ступеней больше, в короткой шкале (фотографика) переход более резок, и ступеней, соответсвенно, меньше.

Черно-белая фотография - всегда условна, а потому позволяет воспринимать мир не «на прямую», а образно. «Отстраненность» от объективности цветовой реальности мира дает возможность для более субъективного восприятия изображения. Мы видим мир цветным, это привычно, поэтому и на цветной фотографии мир воспринимается более «клишированным», привычным. В черно-белой фотографии (а также в монохромной) появляется возможность иррационального восприятия. Чем больше широта тональной гаммы (более длинная шкала тонов) в черно-белой фотографии, тем она изобразительно богаче и совершенней. µ

Исключение – графический рисунок изображения, когда содержание снимка требует именно этой, «укороченной», шкалы тональности.  µ

Если изображение серо или бело, то оно выглядит вялым и бесцветным, появившаяся же белая точка на сером или черная на белом сразу определит правильный акцент, оживит изображение и силой контраста подчеркнет серое или белое.

Зрительное впечатление, получаемое от изображения, зависит от величины площади, занимаемой определенными тонами, и от пропорций этих площадей, а также от наличия тональных контрастов. Так, например, светлые тона, находясь в соседстве с темными, выглядят ярче, а будучи расположенными рядом с менее контрастными для них светло-серыми тонами, покажутся менее яркими. Преобладание темного подчеркивается всегда некоторым количеством самого светлого.

Таким образом: тон – степень яркости черно-белого цвета – это понятие относительное, оно всегда определяется соотношением тонов разной силы, т.е. тональным контрастом.

Если мы возьмем три квадрата различной светлоты, т.е. различного тона – черный, серый и светло-серый, и поместим в центре этих квадратов небольшие одинаковые по тону белые квадратики, то заметим, что квадратик, окруженный черным фоном, покажется нам самым светлым; квадратик на сером фоне покажется темнее, чем квадратик на темном фоне, а квадратик на светло-сером - еще темнее. Из этого наблюдения ясно, что светлота, т.е. тон предметов или фигур, помещенных на определенном фоне, будет меняться в зависимости от контрастирующего воздействия фона. Наряду с этим мы также будем наблюдать явление изменение пластичности, объемности и рельефности фигур и предметов в зависимости от тональности фона и контраста этой тональности с тональностью предмета или фигуры. Чем темнее по отношению к предмету или фигуре будет фон, т.е. чем контрастнее будет тональное соотношение, тем резче выделятся контурные очертания – силуэт предмета или фигуры, тем затрудненнее будет восприятие его объема и рельефа. Чем менее контрастным будет тональное соотношение, т.е. чем ближе тональность фона будет к тональности предметов, тем мягче будет рисоваться их силуэт и тем лучше будет выявлена пластика при условии, что в первом и во втором случаях предмет или фигура освещены одинаково.

Тональный контраст усиливает видимость линейных очертаний в изображении. Мягкое тональное решение усиливает пластическое восприятие.
В зависимости от наличия зрительных раздражителей черное и белое воспринимается неодинаково, точно так же, как неодинаково воспринимается черное или белое на различных фонах. Белое пятно на сером фоне воспринимается, иначе, чем тоже пятно на черном фоне. Белое пятно, помещенное на темный фон, покажется нам большим, чем такого же размера черное пятно, помещенное на светлый или белый фон. Свойство светлых пятен, расположенных на темном фоне, казаться больше своей истинной величины объясняется свойством нашего зрения в первую очередь реагировать на светлое и яркое. А яркость светлоты пятна, расположенного на темном фоне, как мы уже говорили, увеличивается в зависимости от контраста.
Явление, заключающееся в кажущемся увеличении размеров светлого пятна под влиянием контрастирующих темных тонов, называется иррадиацией.

С явлением иррадиации связано свойство некоторых тонов казаться выступающими и отступающими. В черно-белой фотографии из светлых тонов выступающим будет казаться самый светлый, из темных – самый темный.
Большое и бледное также много привлекает внимание, как маленькое и яркое.

- Линия. Прямые линии, например очертания зданий или улицы, по возможности не должны быть параллельны краям снимка. Параллельность эта скучна. Прямые линии производят лучшее впечатление, когда они проходят по диагонали или примерно в том направлении, причем надо следить за тем, чтобы сохранялась связь между отдельными частями кадра. Горизонтальные линии – более спокойные, чем вертикальные линии, диагональные линии – самые динамичные.

Изогнутые линии на снимке прямоугольного или квадратного формата выглядят лучше, чем прямые. Разновидностью изогнутой линии являются дуги, т.е. части окружности или эллипса. Они должны как можно чаще появляться на снимках. Дороги, реки в пейзажных фотографиях, округлости тарелок и чашек в натюрмортах дают нам много таких возможностей. Особенно красиво, когда такая дуга имеет форму латинской буквы «S». Лучше, когда один конец этой линии начинается в каком-нибудь углу снимка.  µ

Волнистые линии также подчиняются законам линейной перспективы, с увеличением расстояния кажется, что они сближаются. Иногда они указывают на какой-то вполне определенный участок изображения. Было бы ошибочно не поместить тогда важнейшую часть снимка в этом пространстве.

Входящие линии берут свое начало в углах изображения или вблизи них. Они увеличивают передачу пространства и их можно также использовать для привлечения взгляда зрителя к определенной точке на снимке.

Итак, если только представляется возможность, линии в кадре должны привлекать внимание к главному объекту изображения и увеличивать впечатление глубины пространства. Самые распространенные линейные построения в кадре – по горизонтали, по вертикали или построение по треугольнику или овалу. Но это не значит, что все изображенные предметы или элементы композиции точно расположены по этим линиям или точно вписаны в геометрические фигуры. Под этим определением мы понимаем случаи, когда очертания изображенных предметов и их расположение и взаимодействие подчинены основному ведущему направлению линий, характерных для той или иной геометрической фигуры.

- Фактура (характер строения поверхности: матовый, глянцевый, шероховатый и т.д.) µ

- Контраст (тональный и цветовой)

Тональный контраст (в черно/белой фотографии) – преобладание на снимке или фотопленке черно-белых тонов и отсутствие промежуточных (серых) полутонов.  µ

Цветовой контраст – это соседство ярких, насыщенных, но разных по тону цветов. Цветовой контраст может стать главным изобразительным элементом в кадре.   µ

Когда же цвета на снимке «созвучны» друг с другом, то мы говорим о цветовой гармонии.  µ

Слово «гармония» в переводе с греческого языка означает связь, стройность, соразмерность. Это категория прекрасного, элемент красоты. В Древней Греции имя «Гармония» носила одна из богинь.

Очень гармонично смотрятся снимки, сделанные в монохромном цвете. Монохромная фотография – это фотография, в которой присутствует всего один цвет или несколько близких по насыщенности цветов, производящих впечатление одноцветности.  µ

- Цвет (колорит). Колорит в фотографии – это преобладание определенного цветового тона на снимке. А еще колорит - это композиция цвета (т.е. организация и выбор цветового рисунка кадра)
Психологи становили, что тяжесть (весомость) цвета зависит от его светлоты; чем темнее цвет, тем он тяжелее, а чем светлее, тем легче. Речь идет о сравнении цветов, находящихся в равных условиях и окрашивающих один и тот же материал. Светлое облако будет нам казаться легче такого же по своим размерам и форме темного облака. Точно такое же явление наблюдаем мы при разделении цветов на теплые и холодные. Это различие базируется на том, что красно-желтые цвета приближаются к цвету тепловых объектов - солнца, огня и т.п., а сине-голубые – к цвету льда, воды, ночи и т.п. Впечатление весомости цвета связано также с впечатлениями, получаемыми нами от реальной действительности. Цвета, приближающиеся к цвету неба, воздуха, кажутся нам воздушными, прозрачными, легкими в противоположность цвету земли или цветам, напоминающим нам плотные, непрозрачные, тяжелые массы материала. Психологи также установили, что самый «тяжелый» цвет – красный, за ним по уменьшению весомости – оранжевый, синий, зеленый, затем желтый и последним – белый. Цвет изменяет наше представление о действительных размерах предметов и объектов, причем цвета, которые кажутся нам тяжелыми, уменьшаются в размерах. Из равновеликих квадратов самым маленьким будет казаться – красный, синий – побольше, а белый самым большим. Французский трехцветный флаг представляет собой синюю, белую и красную вертикальные полосы одинаковой ширины. На кораблях соотношение этих полос меняется – 33:30:37, чтобы на расстоянии они казались одинаковыми. Российский флаг, имея те же три цвета, соответственно будет иметь те же изменения.

- Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и теплые – как бы отступают.

- В снимке гармонично сочетаются цвета одного тона и светлоты. Дымка, туман – гасят цвета, делая их менее насыщенными.  µ

- Уравновесить контрастные цветовые объекты можно с помощью уменьшения площади одного из них в пространстве кадра. Или приглушая насыщенность одного из них.

- На светлом фоне цвета темнеют. На темном – светлеют.

- Теплые цвета сильнее притягивают взгляд зрителя, чем холодные, и тем самым заставляют отступать более холодные цвета на задний план. Красный и оранжевый цвета хороши для переднего плана, желтый и зеленый – для заднего. Такое расположение цветов хорошо передает глубину пространства.

- Чем больше цвета отличаются друг от друга по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее гармонируют друг с другом.

- Лучше использовать ограниченное количество цветов (не более трех-четырех), так как чрезмерное количество цветов затрудняет восприятие композиции.  µ

- Колорит (преобладание определенного цветового тона на снимке)

Слово «колорит» с итальянского языка (colorito) и латинского (color) переводится, как «цвет». Но это дословный перевод, а в жизни и в фотографии мы употребляем это слово в более широком смысле.

По ассоциации с огнем и водой цвета условно принято делить на «теплые» (красные, желтые, оранжевые) и «холодные» (синие и фиолетовые). А еще они могут быть тяжелыми и легкими, успокаивающими и возбуждающими. Когда на снимке преобладают желтые, оранжевые, коричневые или красные цвета, то говорят, что он имеет «теплый» колорит. И, наоборот, большое количество синих и голубых цветов говорит о «холодном» колорите снимка.  µ  µ

С помощью цвета можно выразить на снимке настроение, которое психологически связано с тем или иным цветом.

К примеру, радость и хорошее настроение - передать с помощью теплых (оранжево-желто-красных) тонов. А грусть и лирическое настроение – с помощью приглушенных голубых и светло-зеленых цветов.  µ

В цветном снимке важно выбрать один главный цвет – доминирующий, в который окрашен основной объект съемки.  µ

А еще с помощью цвета можно создать цветовой акцент, то есть привлечь повышенное внимание к тому или иному объекту (элементу) изображения. Цветовой акцент – это небольшой участок изображения, контрастирующий по цвету с остальным изображением.

На цветовое восприятие большое влияние оказывает человеческая генетическая память. Миллионы лет человек жил на природе и его окружал многоцветный мир. Знание природных цветовых сочетаний помогало ему в нелегкой борьбе за выживание. Сегодня многие из нас живут в городах и, к сожалению, редко выбираются на природу. Но, по-прежнему, нас радует буйная зеленая растительность и пронзительно-голубое небо. Нас радует и успокаивает теплый солнечный цвет, а вот сочетания желтого и черного цвета предпочитаем избегать, поскольку такие цвета в природе часто являются сигналом опасности. Именно такую расцветку имеют пчелы, тигры, многие ядовитые растения и грибы. Человеческий глаз сразу же замечает сочетание желтого с черным, а мозг автоматически воспринимает эти сочетания как сигнал опасности. Поэтому не случайно цветовым символом для обозначения радиационной или другой опасности выбраны желто-черные сочетания.

- В цветной фотографии даже небольшой по площади участок насыщенного красного цвета привлекает к себе повышенное внимание.   µ

- На спокойном, нейтральном фоне цвета выглядят ярче.   µ

- Цвета на белом фоне кажутся гуще, а на черном – ярче.

- Если в фотографии красный цвет оказывается на синем фоне или наоборот, то более гармоничным будет сочетание, когда эти два цвета перебиваются белым или черным, это добавляет звонкости цветовой композиции. На этом же принципе построены и цветовые сочетания государственных флагов различных стран.

- Перспектива (линейная, тональная, воздушная).

Фотографируя природу, важно уметь передать перспективу - то есть глубину пространства. Снимок ведь сам по себе - плоский (двухмерный), а живем мы с вами в трехмерном мире, где присутствует высота, ширина и глубина пространства. Передать ощущение «трехмерности» изображения можно с помощью линейной, тональной и воздушной перспективы, а также заслоном (перекрытием объектов).  µ

Линейная перспектива основана на том, что по мере удаления предметы и объекты уменьшаются в размерах. Еще одна закономерность – сокращение расстояния между шпалами происходит тем быстрее, чем дальше в глубину они уходят. Линейная перспектива создает иллюзию трехмерности изображения и усиливает глубину пространства.  µ

Тональная перспектива основана на том, что удаленные от нас предметы и объекты выглядят более светлыми, а находящиеся ближе – темными.

Это можно наблюдать не только в пейзажной съемке. Например, в натюрморте тональная перспектива усиливает ощущение глубины изображения из-за притемненного переднего плана и более высветленного фона. Тона предметов, постепенно ослабевающие в силе по мере удаления или усиливающиеся по мере приближения, создают впечатление глубины пространства.

Одним из вариантов тональной перспективы является воздушная перспектива. Воздух по своему составу неоднороден. В нем присутствует много пыли и влаги, которые рассеивают свет. Чем дальше в глубину расположены объекты, тем больше и гуще воздушная среда и, соответственно, тем менее четко и ясно мы их воспринимаем. По мере удаления контурная резкость, т.е. четкость и ясность очертаний предметов и объектов уменьшается, а контраст изображения и насыщенность цветов смягчаются.

- Ритм (закономерное чередование больших и малых форм, линий, цветовых и тоновых пятен и др.)  µ

- План (степень приближения к объекту - общий, средний, крупный, деталь, фрагмент).

- Формат (соотношение длины и высоты кадра или отпечатка - горизонтальный, вертикальный, квадрат).

- Симметрия (уравновешенность по объему, цвету и т.д.) и асимметрия (неуравновешенность кадра – эффект движения)

- Точка съемки (нижняя – «лягушачья», средняя – «от пупа», верхняя – «птичьего полета»). Ракурс (верхний и нижний).

- Выбор границ кадра (формат изображения и кадрирование).
Важно научиться определять границы кадра уже при съемке. Если границы кадра установлены правильно, то всякое последующее кадрирование излишне. Но на практике это не всегда удается сделать. Поэтому окончательно границы изображения можно определить на контрольном отпечатке с помощью четырех полос однотонного картона, а затем перепечатать его уже в новом, улучшенном формате изображения).

Кадрирование – это акт творческий, так как определение границ кадра должно предусматривать очищение от всех засоряющих внимание второстепенных деталей, мешающих восприятию основного содержания. Один из путей организации кадра и отсекание лишних деталей при репортажном методе фотографирования – это нахождение или изменение перспективы (угола зрения фотообъектива – зуммирование), точки съемки и угла наклона фотоаппарата.

- Фон (задний план изображения).

За основу надо принять, что чем равномернее и спокойнее фон, тем лучше воспринимается снимок. Надо избегать такого фона, который заполнен слишком большим количеством деталей или навязчиво резок, так как это будет отвлекать внимание от главного. Но есть исключения из этого правила. 

Все вместе эти визуальные знаки можно назвать - изобразительными средствами фотографии.

В фотографии или картине, где совершается какое-либо событие, взгляд по закону восприятия должен проделать некоторое движение, необходимое для того, чтобы охватить его глазом. Чем проще, естественнее будет движение глаза, тем легче «прочитается» то, что изображено.

Если фотограф стремится к постепенному раскрытию своего замысла, путь обозрения глазом изображения должен быть организован последовательно. Если же, он стремится к немедленному, мгновенному восприятию зрителем самого основного, то движение глаза должно также мгновенно охватывать изображение. Например, плакат, который рассчитан на мгновенное восприятие и часто с большого расстояния, должен быть «прочитан» глазом наиболее простым и коротким путем и, наоборот, станковая картина («Боярыня Морозова», «Явление Христа народу», «Последний день Помпеи») – требуют более сосредоточенного и тщательного рассматривания, поэтому движение глаза, а, следовательно, и восприятие здесь более длительное. Однако и в том и в другом случае восприятие должно быть целостным, глаз должен охватывать изображение целиком, а не дробиться на разные части.

Самый простой путь для «короткого» восприятия – центральное расположение объекта или элемента в кадре. А также использование других способов выделения главного.

Длительное восприятие строится на тональных пятнах, линиях и планах. Но здесь важно не «перегрузить» кадр деталями или элементами изображения. Все элементы в кадре должны быть логически связаны между собой. Взгляд зрителя будет путаться в изобразительном пространстве кадра, если в нем нет смысловых акцентов, либо зрительных точек опоры (изобразительные центры внимания).

Чаще всего изображение считывается с переднего плана в глубину или из глубины к переднему плану. Поверхность картинной плоскости в этих случаях будет как бы стеклом, за которым мы видим изображение, но глаз всегда должен иметь точки опоры на поверхности этого мнимого стекла, чтобы выйти, восприняв пространство, опять на поверхность изображения и таким образом охватить его зрительно. Физический, смысловой и изобразительный центр в кадре – это не одно и тоже. Они могут объединиться в один центр, а могут присутствовать одновременно в разных частях изображения.  µ

Художественный язык фотографии - это совокупность изобразительно-выразительных средств и приемов для воплощения идейно-эстетического содержания фотоснимка. Чтобы из знаков построить изобразительную фразу, надо знать правила изобразительной грамматики. Для языка фотографии, как и для всякой другой языковой системы, необходим особый (в данном случае - художественный) код – динамическая система правил употребления знаков. В художественной фотографии – это способы, правила и законы композиции.

 

Способы выделения главного элемента в изображении:

- Световой (контраст объекта и фона) или тональный акцент (запечатка или осветление сюжетно-важной детали изображения).

- Оптический акцент (выделение резкостью с помощью телеобъектива или открытием диафрагмы)  µ

- Линейный акцент (линия, ведущая к сюжетно-важному элементу изображения)

- Масштабный акцент (укрупнение или вынесения главного изобразительного элемента на передний план)

- Цветовой акцент

- Центральное расположение главного объекта или элемента изображения

- Кадрирование (отбор изобразительных деталей, отсекание лишних деталей из кадра).

 

Способы передачи движения в кадре

- Съемка с проводкой (смазка объекта съемки или фона изображения)  µ

- Диагональное построение кадра

Основные правила композиции:

1. Правило контраста - более светлый предмет или объект съемки следует располагать на темном фоне, и наоборот, темный предмет – на светлом;

Контраст может быть тоновой (вплоть до графики), цветовой (холодный и теплый колорит), сюжетный (идейный), а также – контраст форм, линий, объемов, размеров.

Фотография строится на контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом, например: красного с зеленым, синего с оранжевым, желтого с фиолетовым и т.д.

2. Правило размещения - сюжетно-важные элементы изображения размещаются внутри кадра не хаотично, а образуя простые геометрические фигуры.

3. Правило «одной трети» - наиболее важный элемент изображения располагается на расстоянии примерно 1/3 по высоте или ширине от границ кадра.  µ

4. Правило «равновесия» или «симметрии» - в черно/белой фотографии элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, соответствуют друг другу по объему или тону.

В цветном изображении симметрия возникает не по равенству объемов. Например, маленький элемент изображения на одной части кадра, окрашенный в красный цвет, может уравновесить большие объемы на другой части кадра. Равновесие может быть не только объемным или тональным, но смысловым, психологическим.

5. Правило «формата» - преобладание в кадре вертикальных или горизонтальных линий требует и соответственного формата.

6. Правило «точки съемки» - точка съемки влияет на эмоциональное восприятие снимка: наиболее спокойное состояние достигается съемкой с уровня глаз. Верхняя или нижняя точки (ракурс) съемки вносят в изображение элемент напряженности. Линия горизонта, если она присутствует в кадре, не должна проходить через центр снимка, иначе он окажется разделенным пополам, и глазу долго придется выбирать, на какой половине остановиться и сосредоточиться.  µ

7. Правило «диагонали» - диагональное построение в кадре придает снимку динамичность и эстетичность.  µ

8. Правило «свободного пространства» - перед движущими предметами и объектами, а также в том направлении, куда обращен взгляд человека, следует оставлять свободное пространство.

9. Правило «чтения» изображения - смысловой центр лучше располагать в правой части прямоугольного кадра, поскольку взгляд и главный объект съемки в этом случае как бы движутся навстречу друг другу; т.к. наши глаза привыкли читать слева направо, мы и изображение разглядываем так же. В квадрате же смысловой центр лучше располагать в центре.

10. Правило «светотеневых соотношений -1» - светлые участки изображения должны находиться вблизи центра кадра, а более темные – вокруг них ближе к краям. Таким образом, мы получаем законченное впечатление, в противном же случае, когда по краям снимка большие светлые участки, кадр может казаться незавершенным.

11. Правило «светотеневых соотношений -2» - большая часть снимка должна быть заполнена промежуточными (серыми) тонами. Они должны окружать светлые тона, а блики, т.е. самые яркие световые тона, должны появляться только в некоторых местах и на относительно маленьком пространстве. Так сильнее подчеркиваются света: то, что появляется редко, больше бросается в глаза. Точно так же не должен занимать много места глубоко-черный (без деталей) тон. Эти соотношения должны прежде всего естественно согласовываться с темой и характером снимка. Они будут одними для ночных снимков и другими для солнечного дня (в графическом рисунке серые тона могут совсем отсутствовать или присутствовать в незначительных пропорциях).

12. Правило «светотеневых соотношений -3» - если на снимке имеются удлиненные световые участки и пятна, их лучше располагать по возможности диагонально.

Основные законы фотокомпозиции:

1. Закон целостности - неделимость композиции на сумму нескольких самостоятельных частей и согласованность всех элементов снимка.

Изображение воспринимается как единое и неделимое целое. В совершенной композиции все настолько уместно, что ничего нельзя убрать или, наоборот, прибавить без ущерба для целого. Главная черта закона целостности – неделимость композиции достигается через нахождение основной идеи, которая объединяет в единое целое все изобразительные элементы снимка. Другая черта или свойство закона целостности - необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из замысла, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали. Но, центров внимания может быть несколько, хотя среди них тоже есть своя «иерархия».  µ

2. Закон «единство формы и содержания» - соответствие и подчиненность всех художественных средств композиции идейному замыслу – соответствие формы содержанию.

Форма, взятая сама по себе, или какой-то принцип ее организованности, рассматриваемый отвлеченно от содержания, - скажем «симметричность», «динамичность» и т.п. – никакой ценностью не обладает. Эстетическая ценность фотографии определяется отношением формы к своему содержанию.

«Форма - это строгая организация взаимодействия поверхностей, линий, света и тени».

«Искусство съемки – это одновременно распознавание в доли секунды значения происходящего события, а также тщательная организация формы, в которой это событие может быть подано с наибольшей выразительностью» (Анри Картье Брессон.)

«Глубочайшая сущность искусства заключается в единстве идеи и ее материального воплощения» (Рудольф Арнхейм)

3. Закон гармонии - эстетическое единство в организации изобразительного материала.  µ

4. Закон лаконизма - максимальное обобщение и предельно краткое выражение творческого замысла, что способствует художественной выразительности снимка.

Из одного снимка можно порой (с помощью кадрирования) сделать несколько хороших фотографий, но из фотографического шедевра по закону лаконизма можно получить только один. Это значит, что в такой фотографии уже ничего нельзя убрать или добавить.   µ

Леонардо да Винчи говорил, что «живопись – это поэзия, которую видят» «Ограничение несет в себе истинный триумф формы» (Сальвадор Дали)

«Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее! Оно – высшая форма экономии» (Андрей Платонов)

5. Закон новизны. Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям. И действительно, интересный фотоснимок отличается неожиданностью решения, ощущением впервые созданного и увиденного, сильным эстетическим зарядом. Но встречаются часто фотографии, посмотрев на которые чувствуешь, будто где-то их уже видел. Их нельзя отнести к настоящим произведениям искусства. В основе их всегда лежит шаблон, штамп, схема или компиляция. Но новизна не должна быть в творчестве самоцелью, ибо это приведет к формотворчеству и к эстетскому «выпендрежу». Очень важно в фотографическом творчестве развивать способность находить в обыденном необычное, новое.  µ

Выводы:

- Сознательное использование или нарушение правил и законов – путь к развитию творческого мышления.

- Правила и законы композиции не абсолютны, а относительны, историчны.

«Правила хороши до некоего предела… Надобно уметь следовать им, но уметь также отказываться от них и вновь к ним возвращаться… Горе холодным художникам, цепляющимся за узкие правила своего искусства» (Ж.Новерр – основоположник балетного искусства).

Литература.

Ю.Б.Борев «Эстетика», Смоленск, изд-во «Русич», 1997

Л.С.Выгодский, изд-во «Искусство», Москва, 1968

Ю.Екельчик «Изобразительное мастерство в фотографии», Госкиноиздат, Москва 1951

С.Г.Пожарская «Фотомастер», изд-во «Пента, Москва, 2001

Е.В. Шорохов «Композиция», изд-во «Просвещение», Москва, 1986

 

Наверх

  ß  Назад в фотошколу